Обратный звонок
Функции упаковки и тары со временем существенно изменились. Теперь функции упаковки не ограничиваются простым предохранением готовых изделий, а также сохранением их качества, товарного вида и обеспечением гигиеничности.

Сейчас к упаковке предъявляют, главным образом, требования, позволяющие облегчить обращение с товарами, обеспечить максимальную экономичность процесса упаковывания и процесса обработки готовых изделий при их распределении, при транспортировке, складировании, а также перемещения в магазинах.

Упаковка должна быть информативной, то есть информировать будущих покупателей о составе, характеристиках, о способах употребления продуктов. Она также становится мощнейшим средством рекламы и средством маркетинга продукции, то есть инструментом, нацеленным на продвижение изделий на конкурентный рынок. Так, благодаря правильно подобранной упаковке, существенно можно расширить объем продаж готовой продукции, также открываются широкие перспективы роста самого производства, и как следствие увеличивается прибыль. При одинаковых характеристиках продукции качественная упаковка выполняет важную, можно сказать, определяющую роль в формировании у потребителей решения приобрести продукцию. Не случайно многие рекламные лозунги концентрируют внимание потенциальных покупателей не на собственно самом продукте, а на товаре, то есть готовом продукте в упакованном виде.

К упаковке предъявляется целый ряд самых различных требований. Она должна не только обеспечить выполнение большое количество операций по специальной обработки изделий, дозировки и укупорки товара, но также упаковки необходимо обеспечивать длительное хранение продукции, удобно транспортировать её, размещать на полках, витринах, прилавках в торговых сетях, а также удобно складировать. Упаковка обязательно должна иметь привлекательный внешний вид, который способствует повышению конкурентоспособности и облегчает продажу, а также удобство при её использовании покупателем. Ряд самых разнообразных требований выдвигается в процессе развития упаковки и в процессе совершенствования упаковочной индустрии.

Основными функциями упаковки можно назвать защитную, дозирующую, транспортную, функцию хранения, а также маркетинговую функцию, нормативно-законодательную, экологическую, информационную и эксплуатационную функции.

Под защитной функцией понимается способность упаковки сохранять качество упакованного внутрь продукта в течение определенного времени в заданных условиях. Защитная функция также должна осуществлять меры по защите упаковываемого изделия от влияния внешней среды, а также защищать от разнообразных повреждений и порчи при транспортировке и при хранении, беречь окружающую среду и избавлять человека от негативного воздействия упакованного внутрь продукта.

Транспортная функция позволяет удобно перевозить упакованную продукцию определенным видом транспорта на требуемое расстояние в течение установленного времени в определенных условиях. Транспортная функция предполагает под собой оптимизацию конструкции тары с наиболее подходящим видом транспорта, маршрутом для транспортировки и со свойствами упаковочного материала.

Система групповой упаковки сильно облегчает хранение и транспортировку. Такая система предусматривает процесс комплектования упакованных в коробки, пузырьки, банки или бутылки продуктов, в зависимости от определенных размеров и количества. Такие группы собирают различными способами в транспортную тару, в связки, упаковывают в термоусадочную полимерную пленку, в деревянные ящики и другие виды тары, а затем собирают в партии для отгрузки товара потребителю.

Для того, чтобы продукция правильно хранилась, упаковка должна содержать на своей поверхности простую и четкую маркировку, должна обладать возможностью штабелирования на стандартных поддонах и также возможностью оптимального использования складских площадей. В случаях длительного хранения товара следует учитывать также тот факт, что необходим контроль за продукцией, регулярная проверка её качества.

Упаковка, выполняя функцию маркетинга, также эффективно используется как средство для продвижения товара на потребительский рынок. Упаковка, которая представляет собой продукт, соответственно должна быть, яркой, привлекательной, легко запоминающейся, впечатляющей. Это достигается за счет умелого дизайна, а также за счет высокого качества полиграфического оформления упаковки.

Нормативно-законодательная функция исходит из других функций. Так во многих странах имеется специальное законодательство, которое строго регламентирует предельное содержание в упаковочных материалов примесей и компонентов, которые могут затем мигрировать в продукт. Для упаковки разработаны соответствующие нормативные документы. К ним относятся технические условия и ГОСТ.

Экологическая функция упаковки – это следствие направления рационального использования упаковки покупателями и взаимодействие её с окружающей средой. Экологическая функция тары имеет огромное значение, и с каждым годом это значение растет. По мере увеличения темпов развития производственной деятельности возникают проблемы с утилизацией использованной упаковки. Такая проблема связана с медленной скоростью ассимиляции или усвоения природными составляющими использованной упаковки под действием естественных факторов (света, тепла, влаги, микроорганизмов). В особенности такие проблемы возникают с полимерными материалами, у которых период ассимиляции достигает до 80 лет и более.

Информационная функция упаковки также приобрела важное значение в процессе развития услуги самообслуживания в розничной торговле. Информации о продукте предоставляет покупателям нужные им данные. Поэтому приятная на внешний вид упаковка довольно часто служит сама «продавцом» в магазинах, оснащенных системой самообслуживания. Особенно важное значение приобрела упаковка для новых, инновационных продуктов, то есть продуктов, еще не известных покупателям. В этом случае она должна совершать весь процесс сбыта, то есть сначала привлечь внимание потенциального покупателя, затем стимулировать его интерес, далее вызывать желание его купить и в итоге заставить это сделать. Информация должна отражать всю новизну продукта, впечатлить покупателя, рассказать об отличие его от аналогов, подчеркнуть особенности этого товара.

Информацию на упаковке делят на произвольную и на обязательную. К произвольной информации относятся разнообразные элементы художественного оформления, рекламные элементы и т.д. Обязательная же информация строго регламентирована нормами законов и существуют отдельно на упаковываемый продукт. Она включает в себя как основные технические характеристики продукта, как, например, список его компонентов в составе, так и руководство по применению упакованного товара, способу его хранению и особенностям ухода, а также предупреждения о возможных противопоказаниях и другой опасности.

Эксплуатационная функция упаковки предполагает простоту при обращении с ней в процессе сортировки, хранения, в момент транспортировки и сбыта, а также предполагает удобство для тех, кто покупает и потребляет затем упакованный продукт. Опросы покупателей показали, что они, прежде всего, обращают внимание на упаковку, которую можно легко и просто открывать и закрывать, на оригинальную и привлекательную упаковку, которая соответствует нормам красоты.

Для выполнения каждой из выше перечисленных функций тара и упаковка должна отвечать необходимому комплексу требований. То есть, например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению нужных показателей по теплостойкости, по морозостойкости, по герметичности, защиты от пыли, коррозионной и химической стойкости, сохранения массы, по стабильности формы, своей долговечности, а также по ударной прочности, прочности при сжатии и на разрыв, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей наряду со специфическими другими, такими, как экономия транспортной и складской площади для удобной перевозки и хранении, высокая устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию и автоматизированной обработке товара, унификация по конструкции и по размерам, а также способность к групповой упаковке, простота в обращении, легкость открывания, способность повторно закрываться, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Такие требования, как способность к групповой упаковке, простота в открытии, пригодность к штабелированию, способность повторно закрываться, предъявляют к упаковке в качестве эксплуатационной функции.

Маркетинговая функция отражает технико-экономические показатели тары и упаковки, а также требования по экономии полезного пространства и площадей при транспортировке, при складировании и при продаже, а совместно с информационной функцией маркетинговая функция диктует требования по предоставлению рекламного места, места под необходимую информацию, а также требования по наличию элементов идентификации и для индивидуальных особенностей упаковки.

Экологическая функция подразумевает под собой медико-гигиенические требования к упаковочным материалам, к продукции и к упаковке в целом, а также возможности повторного применения упаковки и тары, удобство при утилизации и другие экологические аспекты, на которые так или иначе может влиять использованная упаковка.

Тару и упаковку классифицируют по назначению, по материалу, по составу конструкции и по технологии производства.
Какая же бывает упаковка в схеме «производитель-потребитель»?

В рамках схемы «производитель – потребитель» можно выделить главные три категории продукции, определяющих различные технические требования и подходы к упаковке:
1) товары народного потребления;
2) промышленные изделия;
3) военная продукция.

Упаковку, характерную для товаров народного потребления, можно охарактеризовать достаточно малыми габаритными размерами, большими объемами производства и довольно привлекательным внешний видом. Упаковка для промышленных изделий отличается своими большими габаритами, высокой прочностью, отсутствием каких-либо требований к привлекательности. К упаковке с военной продукцией предъявляется целый комплекс специализированных требований. Они зависят от вида продукции. Практически все элементы упаковки контролируются в специальной документации.

Каждую из категорий продуктов можно разделить на различные виды. Предмет упаковывания должен быть эстетически связан с дизайнерской разработкой проекта тары. Определить однозначность критерий при таких ассоциациях практически невозможно.

Обычно создание определенного внешнего вида упаковки – это результат индивидуального творчества квалифицированных специалистов. Под стилем упаковки понимается комплекс впечатлений от её формы, от конфигурации, текстуры материала и использования полиграфического оформления. В качестве примера можно привести такой вариант: можно создать коробку для косметики, которая являлась бы сугубо женским предметом, с тонким и романтичным видом, выполненную в спокойных пастельных тонах с впечатляющим типографским исполнением в изящной форме. В то же время для упаковки преимущественно мужских изделий, например, для различной технической, компьютерной аппаратуры предпочтительны смелые, бурные, мощные краски с сильными темными тонами, в грубоватом стиле и со смелой печатью.

Сочетание различных видов, конфигурации и различное художественное оформление пакета может вызвать также и разные эмоции: радость и уныние, аппетит, энергичность или создать атмосферу богатства и роскоши. То есть, разработка дизайна упаковки является по своей сути проектированием определенного чувства относительно упаковываемого изделия.

При разработке текста на упаковке необходимо тщательное изучение состояния вопроса. Наиболее действенными являются короткие лаконичные, технически грамотные формулировки. Они размещаются на видных местах и выполняются крупно и ярко. Наименование товара и подзаголовок поясняющей фразы должны обращаться к естественным желаниям покупателя, обладать способностью убеждения. Выбор шрифта способствует созданию определенного настроения. Различные его стили создают впечатления, влияющие на общее мнение покупателя.

Большое количество элементов типа торговой марки, описания состава продукта, способа применения продукта, обозначения его количества, наименования изготовителя, необходимых для покупателя, размещаются на второстепенных местах и выполняются мелким шрифтом.
По своему содержанию информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят изображение торговых марок, девизов, рекламы, художественное оформление и т. п. Обязательная информация регламентирована соответствующими нормативными документами.

Проект упаковки требует различных подходов. Это зависит от объема производства продукции. Для изделий с небольшими объемами производства не рентабельно применять специализированное оснащение и какое-либо сложное автоматизированное оборудование. Здесь предпочтительнее создавать конструкцию коробки, технология изготовления которой основана на использовании ручного труда и же незначительных элементарных приспособлений. Стадии проектирования упаковки можно увидеть на примере стандартных складных коробок.

Стадии проектирования складных коробок

В результате технического анализа, в соответствии с комплексом требований к разрабатываемой упаковке, составляют проект дизайна коробки. В объем этого проекта также входят и процесс выбора материала, и определение конфигурации и размеров будущей, а также цветовое решение упаковки, создание комплекса изобразительной и текстовой информации.

При выборе упаковочного материала учитываются разнообразные факторы. Материал должен полностью удовлетворять все требования, связанные с упаковываемой продукцией и содержать простые способы обращения с ней. Во-первых, у материала анализируются его физико-механические свойства, также его непроницаемость для влаги, жира, для водяного пара и ряд других факторов.

Во-вторых, его рассматриваются технологические свойства. Запечатываемые свойства материала должны полностью соответствовать выбранному способу печати и соответствовать предусмотренному внешнему виду. Материал также должен быть хорошо обрабатываем в технологических машинах и должен быть пригодным к склеиванию или к его сварке. Материал также должен позволять создать крепкую конструкцию складной коробки, которая бы соответствовала заданному способу упаковывания продукции, как ручному, так и полуавтоматическому или автоматическому. Следует также учитывать и стоимость материала. Его конечная доля в цене продукта не должна превышать его возможную стоимость.

Определение конфигурации, а также габаритных размеров складных коробок требует определенного сочетания технического и дизайнерского решений. Рациональное техническое решение в определении конфигурации и габаритных размеров позволяет сократить расходы материала, а также исключить использование дополнительных затрат при сборке коробок и оптимизировать процесс распределения упаковываемой продукции. Также определяются и конструктивные особенности коробки, то есть наличие клеевых клапанов, соединений, типы и виды замковых затворов, а также конструкции дна, крышки и т. д. По габаритным размерам, по типу и виду материалов, по местам склейки и по другим параметрам определяются особенности будущей развертки коробки. Затем чертеж развертки коробки уже переносится на выбранный для последующего производства материал, а также изготавливается индивидуальный образец упаковки, не содержащий какой-либо текстовой и изобразительной информации. В процессе сборки коробки уточняются её конструктивные особенности элементов ее развертки. Полученный образец коробки затем согласовывается с заказчиком и при необходимости вносятся различные корректировки в чертеж развертки коробки.

При разработке конструкции складных коробок и ящиков из картона или микрогофрокартона учитывают качественные характеристики изделий, которые затем будут упаковываться в коробку, механические и физико-химические свойства материала, а также определяют цену упаковки и ряд других не менее важных показателей.