Обратный звонок
Многообразие упаковки по своим основным признаками, по которым она классифицируется огромно. Она различается по назначение, по своему состав, по конструкции, по материалу изготовления и по технологии производства.

Характеристика по назначению для товарной продукции – это так называемый общий признак, поскольку он может максимально применяться на всех уровнях в классификации упаковки. Исходя из этого, уже на первом этапе в классификации упаковку было бы целесообразнее делить на потребительскую, на транспортную, на производственную и на консервирующую упаковку.

К потребительской упаковке относится упаковка для товаров, которые произведены для рядового покупателя, это упаковка для индивидуального потребления упакованных товаров в доме. Потребительская упаковка попадает вместе с продукцией непосредственно домой к потребителю. Она является неотъемлемой частью любого товара в магазине и входит в стоимость этого товара, а уже после реализации она переходит в полную собственность покупателя. Эта упаковка обычно не предназначается для самостоятельной транспортировки, а товары в потребительской таре дополнительно помещаются в транспортную упаковку и в ней перевозятся до места продажи. Потребительская упаковка имеет ограниченную массу, строго ограниченную вместимость и размеры. Обычно ее суммарный периметр не превышает 600 мм. Внутри группы потребительской тары также выделяют и еще несколько подгрупп. Это подгруппы – пищевая упаковка, для хлебобулочных изделий, упаковка для напитков, для гигиенических товаров, упаковка для косметики и парфюмерии, упаковка для лекарств и фармацевтических товаров, упаковка для техники и аппаратуры и многие другие подгруппы.

Транспортная упаковка – обычно это упаковка для товаров в большом количестве и обычно транспортная тара имеет большие размеры. Транспортная тара составляет отдельную самостоятельную единицу и обычно используется для того, чтобы перевозить продукты, помещенные в потребительскую упаковку или неупакованную продукцию, для их складирования и длительного хранения. С транспортной тарой конечный потребитель с обычно не сталкивается.

Производственная упаковка является частью технологии при организации производственного процесса на одном или же на нескольких предприятиях, например, для выполнения внутрицеховых, для накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий, внутризаводских и межзаводских перевозок и для отходов. Производственная тара не предназначена для реализации готового товара в торговые сети.
Консервирующая упаковка также необходима для долгосрочного хранения сырья, для материалов, изделий, для снаряжения, техники, а также для хранения опасных отходов, в том числе и химических, радиоактивных и проч.

Подразделение упаковки по назначению (потребительская, транспортная, производственная и консервирующая) носит все же более общий характер, чем, например, классификация тары по отраслевому принципу (пищевая, машиностроительная, химическая и т.д.), чем классификация по степени защитных свойств (групповая, влагостойкая, паронепроницаемая, от механических повреждений, изобарическая упаковка и проч).
Упаковка на следующем уровне классифицируется по своему составу (тара и вспомогательные упаковочные средства (ВУС). Тара – это важнейший, иногда и вовсе незаменимый, единственный элемент, который представляет изделие для того, чтобы укладывать в него продукцию, выполненный в виде замкнутого или же в виде открытого корпуса.

Тара также классифицируется по типу конструкции. Она определяет форму, размеры, соотношения сторон упаковки и способы соединения всех участвующих в производстве элементов. Тара из картона по конструкциям делиться на пачку, шоубокс, шкатулку и т.д.
В зависимости от того, какой материал используется для производства тары, её подразделяют на металлическую, картонную, полимерную, стеклянную, деревянную, комбинированную и т.д. Иногда выделяют также и отдельную подгруппу. К ней относятся, например, тканая, нетканая и сетчатая тара. Однако выделение в эту подгруппу носит немного искусственный характер, ведь материалы для неё являются натуральными или синтетическими полимерами.

Тара различается также по технологии её изготовления. Она может быть клееная, сварная, сшитая, термоформованная, отлитая под давлением, выдувная и т.д. Вспомогательными признаками для классификации упаковки могут быть также такие признаки, как стабильность размеров (жесткая, полужесткая, мягкая), компактность (разборная, неразборная, складная), цвет, прозрачность, фактура и текстура поверхности, художественное оформление.

Классификация, которая здесь была разобрана, все же не является основополагающей, а больше носит общий характер, она более приземиста, более понятна в своей простоте. Классификация тары для научного исследования гораздо более углублена.