Обратный звонок

Маркировка представляет собой текст, какие-либо условные обозначения или рису­нок, которые нанесены на упаковку или же на сам товар, а также другие вспомогательные средства, служащие для иденти­фикации упакованной продукции или её отдельных свойств, для доведения до потребителя необходимой информации об изготовителях (исполнителях), количестве и качестве товара.

Основной функцией маркировки является информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

Информационная функция маркировки является одним из средств передачи товарной информации. Это основная функция маркировки. Наиболь­ший удельный вес в итоге приходится на по­требительскую информацию, а наименьший приходится на коммерчес­кую информацию. Основополагающая информация на марки­ровке при этом дублирует тот же вид информации в сопро­водительных документах (ТСД) к этому товару. Несовпадение этих данных может быть следствием фаль­сификации продукции.

Необходимость дублировать информацию обусловлена в связи с идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Маркировка в отличие от ТСД предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для потребителей основ­ной массы она является практически единствен­но доступным средством получения нужной товарной информации. В маркировке в связи с этим удельный вес коммерческой информации зна­чительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки является также очень важной, поскольку она обеспечивает возможность прослеживать то­варные партии на всех этапах движения товара.

Эмоциональная и мотивационная функции маркиров­ки связаны между собой. Красочно оформленная маркировка, по­ясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и слу­жат важной мотивацией для принятия решения в пользу покупки товара.

Марки­ровка бывает производственная и торговая. Она зависит от места нанесения.

Маркировка обязательно должна отвечать требованиям стан­дартов, а также все остальных нормативных документов. Требования к про­изводственной маркировке устанавливают в соответствии со стандартами, существующими на маркировку и упаковку, а также на основе общетех­нических условий стандартов на ту или иную продукцию. Вообще требова­ния к торговой маркировке разработа­ны немного меньше, чем требования к производственной маркировке. Отдельные требования к тор­говой маркировке устанавливают Правилами продажи определенных групп продовольственной и непродовольствен­ной продукции, а также региональными Правилами рознич­ной торговли.

Маркировке предъявляют требования, общие для товарной ин­формации, а также различные специфичные. Общие тре­бования все регламентируются действующим Федеральным законом «О за­щите прав потребителей», а к специфичным требования для маркировки относится четкость и однозначность текста и иллюстраций, их наглядность, соответствие текста потребительским свойствам упакованного продукта, а также их до­стоверность. Все приведенные на маркировке сведения обязательно должны соответствовать товару. Данные, указанные на упаковке, не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение. Количество товара, качество, изготовитель, страна происхождения, а также использование для маркировки различных несмывае­мых красителей, разрешенных для применения Госкомсанэпиднадзором, должны совпадать.

Производственная маркировка представляет собой текст, а также условные обо­значения или рисунок, которые нанесены изготовителем/испол­нителем на товар и/или упаковку и другие носите­ли информации.

В качестве носителей производственной маркировки выступают этикетки, контроль­ные ленты, клейма, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, штампы и другие виды.

Этикетки наносятся с помощью типографского или иного спосо­ба на товар или же на упаковку. Они также могут выступать в качестве самостоятельных носителей информации, которые прикле­ивается или же прикладывают к товару. Например, очень много продовольственных товаров, упакованных в производственных условиях, имеют на упаковке этикетку, текст, рисунки и другая информация на которой нанесены типографским способом. Процесс этикетирования консервных банок осуществляется с помощью приклеивания бумажной этикетки или же с помощью нанесения ее литографским способом. Этикетку в некоторых случаях наносят непосредственно на сам товар. Это происходит, например, в случае маркировки на донышке посуды или на товарах других видов.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Они часто содержат различные изображения и символы. Этикетка из всех носителей маркировки содер­жит более обширные сведения по количеству характеризуемых признаков. На этикетке маркировке могут содержаться различные пояснительные тексты.

Колъеретки — это разновидность этикеток. Они имеют особую форму, а также наклеиваются на горлышко бутылок. Этот вид этикетки не несет большой информационной нагрузки, а предназначаются в основном для эстетического оформления бутылок. Колъеретки при­меняют для бутылок с различным наполнением (алкогольными напитками, безалкогольными, пива и т.д.) вместе с основной этикеткой. Колъеретки самостоя­тельного значения не имеют. Обычно на них указывается изготовитель, наименование напитка, год изготов­ления или другие информационные знаки. На кольеретках в некоторых случаях какая-либо информация отсутствует вообще.

Структура маркировки. Маркировка включает в себя три элемента: текст, ри­сунок и условные обозначения или же информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением текст 50-100% ри­сунок 0-50% и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ) 0-30% и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Наиболее распространенным элементом производственной и торговой маркировки является текст как форма письменной информации. Для текстовой информации характерна высокая степень доступности нужной информации для всех товаров. Текст способен выполнять все основные функции маркировки, однако ему присущи в наибольшей степени ин­формационная и идентифицирующая функция. Удельный вес текста, расположенного на маркировке, в зависимости от ее назначения и от носителей составляет около 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. Обычно он присущ производственной маркиров­ке, а в наименьшей степени сопровождает торговую упаковку. Рисунок, выполненный в качестве элемента марки­ровки, отличается высокой степенью доступности. Он выполняет эмоциональную функцию и мотивационную, реже информационную и иденти­фицирующую функцию. Хотя бывают и исключения, например, в случае, ког­да на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков располагается информация по эксплуатации или по использованию различного то­вара. Удельный вес информации рисунка и степень доступности информации колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке товара.