Обратный звонок

Проектирование упаковки как конструкции

Одной из наиболее важных стадий создания потребительской упаковки является проектирование конструкции будущей упаковки. Судьба такой упаковки в дальнейшем полностью зависит от этого этапа. Важно, чтобы конструкция упаковки обеспечивала, во-первых, эффективность производства такой упаковки, во-вторых, чтобы можно было процесс её создания автоматизировать или механизировать, в-третьих, важно, чтобы упаковка была надежная и удобная при хранении, складировании, транспортировке, продаже и потребления готовой продукции и наконец, чтобы она легко утилизировалась или имела возможность переработки.

Любые неучтенные действия упаковки при её разработке и планировании могут легко привести к краху всей сути проекта и привести к существенным финансовым потерям.

Процесс конструирования будущей упаковки является очень сложным процессом, многофакторной задачей. Многофакторность здесь в том, что каждый из всех этапов создания предъявляет свои определенные требования, которые по своей структуре своеобразные и влияют на общий итог задачи.
Проектирование упаковки обязательно охватывает первичную, групповую и транспортную упаковку. С момента конструирования упаковки разработку всех видов упаковки необходимо вести параллельно, учитывая специфические требования к каждому отдельному её виду для того, чтоб не допустить в последствие переделок по конструкции, что также может повлечь за собой неудачу. Разрабатывая и планируя упаковку необходимо принимать оптимальные решения, которые решали задачи комплексно.

Для того, чтобы решить эти важные задачи, разработчику необходимо правильно определиться с размерами и объемом упаковки, с материалом, из которого она должна быть изготовлена, понять, какая у нее будет форма и конструктивные особенности, как она будет оформлена внешне, а также предусмотреть технологию её изготовления, упаковывания (фасования), разобраться с особенностями транспортирования, складирования, хранения, продажи и последующего потребления готовых изделий, технологию её утилизации.

Упаковка для конструирования представляет своеобразный продукт, поскольку она по сути сама никому не нужна, но в сочетании с упакованными изделиями, она приобретает очень большую ценность, т.к. напрямую воздействует на покупателя. Упаковка, которая была правильно сконструирована, позволяет легко увеличить маркетинговые, эстетические и функциональные характеристики упакованных изделий. Важно учитывать и то, что обычно покупатели воспринимают все характеристики упаковки, не обращая на них особого внимания, в редких случаях они ставят её преимущества на первый план. Упаковка воздействует на подсознание покупателей. Они, однако, довольно легко замечают недостатки потребительской упаковки. Одним из главных недостатков покупатели считают трудности по извлечению из упаковки готовой продукции. Также они могут критично относиться к оформлению упаковки, в случае, когда она не соответствует их ожиданиям. Важно также отметить тот факт, что недостатки, возможные на упаковке, ассоциируются у потребителей с качеством упакованного изделия, а разочарованные покупатели повторно неудовлетворяющий их продукт уже не приобретут.

Планирование и разработкой формы и конструкции потребительской упаковки проводят специалисты в этой области, имеющие навыки работы с поставленными задачами такого уровня. Процессу планирования уделяют одно из самых важных значений, поскольку именно на этом этапе происходит сложный многоступенчатый процесс, который состоит из трех стадий: разрабатывается техническое задание, затем разрабатывается конструкторская документация и далее разрабатывается рабочая конструкторская документация.

Для каждой этой стадии существует своя целевая установка, имеется различная глубина проработки будущей конструкции и по техническим решениям и по степени укрепления их технико-экономических оценок.

При проектировании конструкции тары различных видов рекомендуется применять базовый комплекс общетехнических норм и стандартов. Они входят в общую систему разработки и постановки на производство (СРПП) упаковочных продуктов, в единую систему технологической подготовки производства (ЕСТПП), в единую систему конструкторской документации (ЕСКД), а также в систему технического обслуживания и ремонта техники (СТОИРТ), в единую систему допусков и посадок и основные нормы взаимозаменяемости (ЕСДП и ОПВ), в общие правила и нормы по машиностроению. Использование постановления, введенного в действие еще в 1983 г., Государственного комитета СССР по стандартам, методические указания РД 50-410-83 «Порядок выполнения художественно-конструкторских работ при разработке конструкторской документации». Методические указания такого вида позволяют установить основные положения, используемые при разработке художественно-конструкторских документов (ХКД), этапы разработки ХКД и их содержание.

Какие существуют этапы разработки художественно-конструкторских документов (ХКД), можно увидеть в следующей таблице..

Этапы разработки художественно-конструкторских документов (ХКД)

Стадии разработки ХКДЭтапы разработки ХКДРекомендуемые художественно-конструкторских работ (ХКД)
Техническое предложениеРазработка ХКД технического предложения с присвоением литеры «П»Сбор и изучение исходных проектных данных. Функциональный, эстетический, эргономический и др. анализ аналогов. Определение вариантов эргономического, цветофактурного решения. Выбор основного варианта.
Эскизный проектРазработка ХКД эскизного проекта с присвоением литеры «Э»Разработка эргономического решения, дополнительных вариантов цветофактурного решения, детализация декоративно-конструкционных материалов и технологий отделки.
Технический проектРазработка ХКД технического проекта с присвоением литеры «Т»Окончательная разработка эргономического решения, дополнительных вариантов цветофактурного решения, окончательная детализация декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки.
Разработка рабочей конструкторской документации (РКД)Участие в отработке РКДУчастие в составлении и разработке пояснительной записки. Разработка моделей, макетов. Обоснование решений.

Таблица 3
Основные виды художественно-конструкторских документов

Вид документаСодержание документа
Художественно-конструкторский общий видВнешний вид изделия, его общая композиция, геометрия и цветофактурные решения отдельных элементов.
Эргономическая схемаСвязи элементов и параметры системы «человек-изделие-среда».
Оригинал графических элементовТочное воспроизведение графических элементов изделия (фирменные знаки, эмблемы), упаковки и сопроводительной документации на изделие.
Карта цветофактурного решенияВарианты цветофактурного решения изделия и нормированные требования к материалам, цвету, блеску, фактуре, текстуре его видимых (наружных и внутренних) поверхностей.