Обратный звонок

Развитие печатной промышленности

В СССР основной упаковкой для отпуска продуктов в магазинах была серая бумага. Однако часто её не хватало, поскольку её использовали для перевеса.

Серая бумага применялась для упаковки мяса, сыра, конфет, селедки, фарша, масла, печенья, колбасы и других подобных товаров.
Картон для упаковки изначально стали использовали аптекари в середине XVIII в, далее ювелиры и торговцы дорогим, но небольшим по объему товаром. Первое время картонные коробки делали вручную, но уже с начала XIX в. начало налаживаться фабричное производство картонной тары.

После того, как в 1865 г. был изобретен белый древесный картон, тот процесс ускорился. Белый древесный картон широко применялся для упаковывания кондитерских изделий. Коробки, которые делали вручную, довольно чаще имели круглую или овальную форму, так как этот материал было легче изогнуть, чем сложить для придания упаковке прямоугольной формы. Первая по-настоящему удобная складная коробка появилась совершенно случайно. В 1879 г. в Бруклине Роберт Гейр печатал надписи на бумажных пакетах для муки и размышлял об эффективном производстве складных коробок.

В этот момент из-за какой-то неполадки металлическая линейка печатного станка начала делать ровные прорези в пакетах. Это привело Гейра к мыс¬ли, что хорошо бы одновременно с печатанием отточенными линейками разрезать картон, а тупыми — наносить на нем линии сгиба и сразу получать готовые развертки коробок. Затем Гейр купил подержанный печатный пресс и, воплотил свою идею. Так он начал производить на ней по 7500 складных коробок в час. Уже в 1874 г. изобрели более прочный многослойный гофрированный картон, из которого стали изготавливать помимо коробок, еще и ящики, а также другую картонную тару.

В XX в. в качестве упаковочных стали широко использовать полимерные материалы. Так появилась аэрозольная упаковка. Изначально ее применяли американские солдаты в Южной Атлантике, используя для борьбы с насекомыми. Потом в аэрозольной упаковке стали производить большое количество чистящих и антисептических средств, пену мыльную для бритья, лаки для волос и прочее.

Позже в 1950-х гг. пивовары стали разливать пиво в более практичные жестяные банки, широкий успех которым принесли в дальнейшем два технических новшества. Это, когда в 1958 г. была применена алюминиевая пивная банка, обладающая легким весом. И, когда в 1963 г. появилась крышка с алюминиевым колечком, и вследствие этого для открывания алюминиевых банок консервный нож был уже не нужен.

В последние десятилетия XX в. большим спросом у населения стали пользоваться продукты питания, готовые к употреблению или в виде полуфабрикатов быстрого приготовления в порционной упаковке, которая одновременно была и посудой. В это время были созданы самые разнообразные упаковки с функциональными приспособлениями, которые защищали от подделки, от незаметного использования содержимого, а также выполненные с защитой от вскрытия детьми и т.д.

Для товаров фирменных, которые обладают высокой рыночной стоимостью, стали использоваться способы предотвращения фальсифицирования самой упаковки и ее содержимого. Это делали методом вложения в упаковку или же методом размещения на упаковке специализированных голограмм, а также самоклеящихся этикеток с голограммой, или же знаков и надписей, выполненных типографской краской с веществом. Вещество поглощает инфракрасное излучение, наличие которого можно определить с помощью оптико-электронного детектора, чувствительного к инфракрасному излучению, длина волны которого известна только производителю.

В итоге этой многовековой эволюции упаковка стала необходимой составляющей продукции. С упаковкой человек теперь сталкивается на протяжении всей своей жизни, а упаковочная промышленность сейчас стала мощной самостоятельной отраслью, которая по своим объемам и по количеству занятых в этой индустрии людей способна конкурировать с военно-промышленными и агропромышленными комплексами.

Современная упаковочная промышленность связывает вместе самые различные сферы производства, торговли и товаропотребления. Упаковка теперь – одна из важнейших звеньев мировой производственной инфраструктуры. На базе научно-технических достижений она развивается очень интенсивно.

Наиболее развитыми в области упаковки являются страны США и страны Европейского союза. Эти данные предоставлены Всемирной организацией упаковщиков (World Packaging Organization — WPO). Страны США и Евросоюза регулярно наращивают свою индустриальную мощь в этом виде отрасли. При этом прирост производства упаковки в количественном отношении уже не превышает роста валового национального продукта. Это вовсе не означает, что упаковочный сектор достиг своего пика. Нет, произошли лишь качественные изменения в его структуре. Вместе с расширением ассортимента упаковки заметно снижение средней массы упаковочных единиц по всем материалам (минимум — 0,3 % — для стеклянной упаковки, максимум — 1,5 % — для алюминиевой). В структуре разных видов упаковочных материалов превалирует полимерная упаковка, однако четко прослеживается тенденция возврата к стеклянной таре. Годовое потребление упаковки на душу населения в Европе составляет в среднем 100—120 кг, а в США — 230 кг.

Если же брать страны СНГ, то значительный рынок упаковки можно объяснить за счет больших территорий и их на¬селения. Однако этот рынок мало насыщен вследствие неразвитости собственной производственной базы и ориентирован в основ¬ном на импорт упаковочных материалов и оборудования.

В отличие от высокоразвитых стран мира упаковочный сектор белорусской экономики является отстающим звеном в цепи “производство — хранение — транспортировка — реализация продукции”.
Но есть сдвиги. Молочная промышленность уже выходит на мировой рынок, а там без упаковки – никак. Поэтому быстрыми темпами внедряются новые виды упаковки, упаковочных материалов, а также разрабатываются новые бренды, идет оформление и дизайн.

В бывшем СССР упаковочная промышленность не принадлежала к числу приоритетных, а также не входила в сферу официально признанных секторов экономики. Такой факт значительно затрудняет маркетинговые исследования рынка упаковки и его развития. Вместе с тем проведение аналитических исследований по этой проблеме очень нужно, поскольку интегрирующая роль тароупаковочного дела в становлении инфраструктуры и общего развития национальной экономики очевидна.

Инфраструктура производства упаковки представляет собой ряд разрозненных предприятий с различным уровнем технической оснащенности. Оснащенность эта существенно улучшается, но идет это благодаря преимущественному применению технологий запада, использования импортного сырья и иностранного оборудования.

Что касается развития собственного производства основных видов упаковочных материалов, таких как бумага, полимеры, картон, металл, стекло, то все они производятся в нашей стране, но по своим характеристикам не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам для упаковки. Производство сырья для изготовления практических всех новых и инновационных упаковочных материалов у нас имеется, а вот глубокой переработки этого сырья, не говоря уже о конечном продукте – готовой упаковке – у нас пока нет.

Наиболее значимым на сегодняшний день можно назвать производство стеклянной и гофрокартонной тары, а также упаковки из бумаги и полимеров.
Совершенно очевидно, что наша стана, имея мощные химические предприятия, способна самостоятельно обеспечивать потребности в базовых полимерных упаковочных материалах. Потенциал предприятий даже существенно превышает эти потребности, в связи с чем определенная часть продукции легко может экспортироваться. Как показывает современный мировой опыт, полимеры, удачно сочетаясь с другими материалами, с такими, как например, бумага или метал¬лом, могут заменять картон, стекло.

Сейчас ассортимент отечественного упаковочного производства уже насчитывает десятки различных наименований полимерной упаковки для пищевых продуктов, пластмассовой тары, медицинских и парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, а также пленочных материалов, имеющих различный состав и назначение с широким спектром потребительских свойств. Относительная простота технологических процессов и сравнительная доступность типового оборудования для изготовления указанных видов упаковки позволяют наладить их выпуск не только на предприятиях-изготовителях, но и на предприятиях-потребителях.

Производство полимерной упаковки сосредоточено также на малых и частных предприятиях, в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др. Но, все же, несмотря на ускоренное развитие упаковочной промышленности нашей страны в последние годы, запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной полимерной упаковке обеспечиваются пока лишь на 60—70 % , а остальной спрос обеспечивается за счет импорта.

Стекольная промышленность всегда характеризовалась довольно высоким уровнем производства стекло¬тары. Стекло изначально является основным материалом для упаковки жидкой и полужидкой пищевой, парфюмерно-косметической и фармацевтической продукции. Но такой сектор упаковочной индустрии характеризуется медленным спросом на стеклотару, который обусловлен климатическими условиями и временами года. Однако наблюдается стабильный рост ее производства в течение последнего десятилетия.

Можно также легко предположить, что такая тенденция сохранится и в будущем, ведь существует постоянная потребность в стеклянных бутылках для таких напитков, как спиртные и безалкогольные жидкости, пиво, лимонады и т.д. Все же для успешного удовлетворения всех нужд внутреннего рынка и для увеличения экспортных поставок нужна дальнейшая модернизация производства за счет внедрения инновационных технологий, которые позволяли бы, производить тонкостенные одноразовые бутылки и использовать в качестве основного сырья стекольный бой.

Самой быстро развивающейся отраслью отечественной бумажной промышленности является можно назвать производство упаковочного картона, а также производство изделий из него. Наравне с ростом производственных мощностей в этой области на внутреннем рынке растет спрос и требования к внешнему виду и к совершенству конструкции тары и упаковки из гофрокартона. Это создает большие возможности для инвестирования, особенно в производство микрогофрокартона, картонных упаковок, которые оформленны четырех¬красочной флексографической печатью, картона для глубокой печати, а также для дальнейшего роста использования макулатуры (особенно на гофрированные слои).

Все же одного наличия материалов еще недостаточно для того, чтобы про¬изводить упаковку, поскольку для этого необходимо иметь соответствующее оборудование, производство которого постепенно набирает обороты.

Быстроразвивающаяся упаковочная отрасль объединяет усилия поставщиков сырья, производителей и продавцов готовой продукции.
В настоящее время еще не все предприятия обладают свободными оборотными средствами для вложения в их в упаковочный бизнес и для обеспечения будущего дохода. По оценкам экспертов, потенциальный спрос на рынке упаковки в 1,5—2 раза превышает реальную платежеспособность клиентов. Поэтому большинство товаропроизводителей просто вынуждены применять различные виды и средства упаковки, а также упаковочные материалы без учета специфических особенностей изделий, нарушая, таким образом, требования действующих стандартов. Все это приводит к огромным потерям и порче товаров.

Имеются все основания предполагать, что производство полимерных упаковочных материалов и тары в дальнейшем в нашей стране будет увеличиваться за счет развития собственных производственных мощностей, а также интенсификации импорта. В первую очередь это связано с мировыми тенденциями развития упаковочного бизнеса, появлением полимерных материалов нового поколения категорий “active”, “intelligent”, “biodegradable” и прогрессивных технологий в области упаковки. К последним также относятся и вакуумная и асептическая упаковка, а также упаковка в модифицированной и контролируемой среде, упаковка для стабилизации и обработки пищевых продуктов микроволновым методом, методом высокого давления и др. Упаковка, меняющая цвет при ухудшении качества. Такую упаковку в России производить не будут еще лет двадцать и товары в такой упаковке закупать тоже вряд ли будут.

Сейчас также прослеживается тенденция отставания нашей отечественной науки и промышленности в сфере создания и внедрения инновационных технологий в упаковочной промышленности, поэтому множество новых упаковочных материалов нашим производителям на данный момент приходится импортировать.

Помимо этого, прогнозируется дальнейшее увеличение потребностей в таких материалах, как полиолефиновые материалы, термоусадочная и растягивающаяся пленка, термоформованные упаковки, мешки, однослойные и многослойные бутылки из полипропилена и полиэтилентерефталата, то есть в практически не представленных на рынке “активных” и саморазлагающихся упаковочных материалах.

Подводя итог, можно заметить, тот факт, что, современная упаковка является необходимым компонентом развитой экономики. Упаковка способствует разработке высококачественных изделий, рационализации их производства и распределения, облегчает маркетинговую деятельность и осуществление логистических операций, обеспечивает конкурентоспособность продукции. Со¬стояние упаковки и ее качественные характеристики в некоторой мере являются определенными показателями культуры производства. Сейчас в нашей стране отсутствует какой-либо единый орган, в компетенции которого находятся координационная деятельность, правовые вопросы, изучение конъюнктуры рынка и другие вопросы в сфере упаковочной промышленности. Поэтому до настоящего времени отечественная упаковочная отрасль еще не сложилась и формируется с незначительным ростом. Недооценивая международный опыт в области упаковки и не рассматривая упаковочное дело, как инфраструктуру всего народнохозяйственного комплекса нашей родины, мы много теряем как в техническом, так и экономическом отношениях. Рассматривая проблемы упаковочной отрасли, нельзя обойти стороной и вопросы утилизации отходов, которые возникают из-за ограниченности сырьевых ресурсов. В первую очередь это касается макулатуры, стеклотары, бутылок из полимерных материалов. Переработка вторичного сырья, поставленная на разумную основу, позволит снизить дефицит сырья, а также решить некоторые экологические проблемы.

В качестве общей стратегии развития инфраструктуры упаковки необходимы:
• проведение прогнозных оценок, маркетинговых проработок по реальной оценке ситуации и формированию приоритетных направлений развития упаковочной индустрии;
• выделение специализированных предприятий по всей технологической цепочке упаковки для производства определенного типа продукции, отвечающей мировому уровню, с максимальным использованием отечественного сырья;
• протекционистская государственная политика в отношении предприятий, использующих импортное сырье или компоненты для упаковки;
• разработка новых видов тароупаковочной продукции, повышение ее качества, снижение себестоимости;
• создание в нашей стране межведомственной организации, объединяющей отечественных производителей и потребителей упаковки, а также всех, кто заинтересован в решении актуальных проблем данной отрасли.