Обратный звонок

Современное состояние упаковочной отрасли

За последние несколько десятков лет упаковка стала наиболее важной, приоритетной продукцией в экономике индустриально развитых мировых стран. Она относится к одной из десяти крупнейших секторов промышленности любой страны. Весь мировой упаковочный рынок оценивается сегодня в более чем 500 млрд. долл. США. В то время как в 1990 г. он составлял всего 300 млрд., а к концу 2010 года по прогнозам специалистов будет достигать 760 млрд. долларов США.

В индустрии упаковки работает около100 тыс. крупных фирм, которые насчитывают 5 млн. служащих. По сведениям, предоставленным Всемирной организации упаковщиков (УКО), индустрия упаковки обеспечивает сейчас 1-2% валового национального продукта.

В каждом регионе мира свой показатель потребления упаковки. В промышленно развитых странах уровень потребления упаковки на душу населения гораздо больше, чем в только развивающихся странах, в связи с этим имеется возможность дальнейшего роста уровня за счет увеличения общемировой торговли, изменения образа жизни людей, сокращения состава семьи и тяги к удобствам. По данным статистики реальные возможности для роста уровня упаковки существуют в развивающихся странах за счет активного прироста населения.

Для российского рынка потребительской упаковки свойственно превышение импорта над экспортом, но у нас в стране упаковочная промышленность развивается, появляются организации по производству упаковки из картона, гофрокартона и микрогофрокартона.

Такому стремительному развитию упаковочной отрасли в последние годы у нас во многом поспособствовал рост ассортимента готовых изделий, рост уровня жизни и конкуренция компаний-производителей, а также изменение структуры потребления (появление среднего класса), улучшение инфраструктуры в розничной торговле и распределения, признание необходимости упаковки как гигиеничного средства, средства обеспечения сохранности готовой продукции на протяжении всего логического цикла, а также осознание необходимости маркетинга и общей роли упаковки в создании и продвижении товара.

Упаковочная отрасль на современном уровне своего технологического развития – это одна из основ, формирующих инфраструктуру всей рыночной экономики. Развитие индустрии упаковки в стране имеет тесную связь с состоянием и темпами роста сырьевой отрасли, такой как машиностроение, агропромышленный комплекс, торговля, химическая промышленность, транспорт и другие. В условиях рыночной экономики важно также и то, что упаковка имеет обычно краткосрочный производственный цикл и при этом она сразу реализуется населению вместе с продуктом питания и товаром первой необходимости. Все это приводит к довольно быстрым оборотам и к накоплению своих личных средств предприятия, что обуславливает возможность усовершенствовать свое производство довольно быстро и легко, стимулируя при этом развитие отечественного предпринимательства: малого и среднего бизнеса, а также способствует появлению новых рабочих мест.

При этом по мере создания у нас новых и возрождения старого упаковочного производства, а также освоения современных технологий создания упаковки, налаживания прочных связей с российскими компаниями-потребителями упаковки все большую долю российской упаковочной отрасли осваивают наши производители, которые довольно эффективно пользуются своими преимуществами, к которым относится близость к потенциальным потребителям упаковки, а также знание и учет всех особенностей нашего товарного рынка и проч. В условиях, когда происходит сокращение импорта многих видов продукции, в том числе и упаковочных изделий, можно заметить стремительный рост у нас объем выпуска упаковки самых разных видов. Множество отечественных компаний смогли закрепить и утвердить свои производственные позиции на упаковочном рынке, а также расширить свое производство. Одновременно идет и улучшение характеристик дизайна, рост потребительских свойств упаковки нашего российского производства. По данным от 2002 г. можно заметить на фоне прироста ВНП России, что спрос на упаковку увеличился с 2,2% на 4,4 %.

Сегмент российского рынка, который занимается тем или иным видом упаковки, определяется часто и изменением требований потребителей к товару, и технологическим процессом, который наблюдается в последнее время в отечественной упаковочной индустрии. Стремительными темпами идет развитие сегмента гибкой полимерной упаковки, а также ПЭТФ-бутылок, самоклеящихся этикеток и металлической тонкостенной упаковки.

Упаковка из бумаги, картона и гофрокартона по сей день занимает один из самых крупных сегментов на отечественном рынке. Потребление в нашей стране упаковки этих видов составляет около 20 кг. на душу населения, что соответствует 40% от среднего мирового уровня. Отечественные производители также удовлетворяют потребности всего российского рынка коробок из картона хром-эрзаца на 60%, потребности этикетки – на 45-55%, а потребности гофрированной тары – на 75%. Рынок картонной упаковки за последние годы у нас в стране резко расширился за счет использования картона (обычно ламинированного полимерами), предназначенного для упаковки жидких продуктов. При этом картонные коробки постепенно стали вытеснять стеклотару и различные гибкие полимерные пакеты в молочной продукции, фруктовых соков и минеральной воды. По прогнозам в ближайшие несколько лет сегмент картонной упаковки будет продолжать расти, но довольно низкими темпами – за счет перехода на выдувные бутылки для жидких молочных продуктов. При этом сохраняется возможность развивать новые ниши рынка картонной упаковки – это упаковка напитков вина и различных моющих средств.

Общая тенденция у нас, как и во всем мире – это дальнейшее развитие полимерных материалов и их постепенный переход на ведущие позиции в упаковки. Рост у этого сегмента рынка будет идти за счет стремительного роста производства безалкогольных напитков нашими российскими производителями, которые стали захватывать все новые и новые ниши, вытесняя при этом импорт. Например, прогнозируется ожидание ежегодного возрастания потребления ПЭТФ-бутылок, предназначенных для разлива минеральной воды на 20-25 , за счет роста производства минводы, и за счет сокращения стеклотары. В 2000 году выпуск пластиковой тары для разлива дешевого пива увеличился до 500-550 млн. бутылок в год, за счет снижения доли стеклянных бутылок и жестяных банок, а также за счет уменьшения потребления дешевого бестарного пива. Также будет наблюдаться рост количества ПЭТФ-бутылок, предназначеных для товаров бытовой химии, как считают эксперты, их доля поднимется в среднем на 30 в год.

Вместе с тем сохранится и даже вырастет спрос на продукцию нашего отечественного стеклотарного производства. У нас по России в общем объем реализация стеклотары ежегодно увеличивается в среднем на 20,4%, а по Центральному регион этот показатель составляет 34,1%. Из общего годового объема при этом 7850 штук (в пересчете на бутылок} емкостью 0,5 литра) 4500 штук были применены при разливе пива и 2335 – водкой, вином и винными напитками. Эксперты считают, что постоянно возрастающий спрос на бутылки для пива требуют строительства и ввода новых мощностей по их производству, при этом конъюнктура продолжает остаться благоприятной на 5 лет ближайшие к сегодняшнему дню.

Несмотря на постоянный рост производства российских компаний и постоянное обсуждение импортазамещения, его общий объем продолжает расти. Так, например, в 2000 году первые места по импорту стеклянной тары занимали Украина и Польша – 28% и 25%, а Финляндия сократила поставки тары до 4% рынка (в 7 раз). Некоторые страны Западной Европы (Германия, Франция, Австрия, Италия) обеспечили в 2000 году по своей совокупности 22% российского импорта тары из стекла. Стеклотара продолжает сохранять свои позиции и в производстве упаковки для парфюмерной продукции и косметики. Как показывает опыт, стеклянная тара способна больше вызывать доверия покупателя к продукту за счет своей прозрачности и натуральности, а это прямо влияет на потребительский выбор. Связи с этим можно сделать вывод, что подобный товар помещают в упаковку из стекла или же пластика, который имитирует стекло, но все же соотношение стекла и пластика приблизительно равно 1:8 в пользу пластика. Упаковка и этикетирование для парфюмерно-косметической промышленности – это одно из наиболее перспективных направлений в 2001-2002 годах.

На фоне общего роста российского упаковочного рынка высочайшего темпа в ближайшие 5 лет прогнозируют именно в секторе гибкой упаковки, то есть упаковки, изготовленной на основе полимерных пленок, а также алюминиевой фольги. В этом случае гибкая упаковка вытесняет обычную упаковку на основе бумаги. Гибкие упаковочные материалы сейчас представляют собой некоторые полимерные однослойные, а также многослойные пленки, то есть алюминиевую фольгу, комплексные многослойные ламинаты, которые сочетают в себе слои бумаги, фольги, а также других различных полимеров. Материалы такого типа предоставляют упаковке (пищевой сектор в частности) большие возможности. Это в первую очередь долговременное хранение товара в неконсервированном виде (хранение свеженарезанной продукции: мясной и рыбной); активное воздействие на упакованный товар для сохранения и улучшения его органолептических свойств, регулируемая газопроницаемость и влагопроницаемость упаковки и т.д. Все это отлично сочетается с важнейшими для рыночной экономики показателями, к которым относится небольшой вес упаковки относительно продукта, упаковываемого внутрь, а также прекрасные возможности для дизайна и многокрасочной печати.

Выработка конкурентоспособной упаковки диктует не только важность использования современных упаковочных технологий, а также необходимость соответствующего упаковочного оборудования. Статистика показывает, что 3/4 всех упаковочных машин, которые у нас в стране сегодня работают, были закуплены заграницей, а в наиболее сложном секторе – это разливочные автоматы, предназначенные для жидкой продукции – работает около 90% зарубежного оборудования. Более половины всего заграничного оборудования было изготовлено в таких странах, как Италия, Германия, Франции, Швеция и США. Основными покупателями современных упаковочных машин и оборудования являются предприятия пищевой, фармацевтической, а также химической, табачной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Наш российский сектор производства машин и оборудования для создания упаковки пока лишь только начинает свое развитие. Более 180 российских предприятий сегодня освоили выпуск упаковочных машин и всевозможных приборов для них в этом секторе. Западные эксперты считают, что наши упаковочные машины не могут сравниться как по качеству с импортным машинами, так и по эффективности. К тому же многие из них – это незаконные копии зарубежных разработок, при этом у них и недостаточная номенклатура. При этом они стоят примерно в 10 раз ниже, чем зарубежные аналоги. Также приобретение импортного оборудования связано часто с необходимостью применять и импортные упаковочные материалы, то есть дополнительно тратить на это свои средства. Приобретение нашего отечественного оборудования не создает такой зависимости. Так, например, оборудование для фасовки и упаковки сыпучих продуктов и жидкостей, произведенное нашими отечественными предприятиями продолжают пользоваться заслуженным спросом .

Вообще наш российский рынок упаковочного производства еще совсем молод и он только относительно недавно стал ориентироваться на стандарты индустрии, которые приняты в развитых странах. Всего несколько лет тому назад парк полиграфического оборудования, который предназначен для послепечатной обработки упаковки (высекальные прессы, фальцевально-склеивающие линии и т.д.) в основном представлял собой образцы советского производства и был довольно слабо автоматизирован. При этом проектирование упаковки вовсе было в раннем, зачаточном состоянии, и выполнялось в лучшем случае грамотными чертежниками по всем правилам машиностроительного черчения, но все же в большинстве своем все производственники обходились лишь простыми эскизами и приблизительными допусками. Ситуация изменилась лишь за последнее десятилетие, так как на рынок вышли высокотехнологичные и высокопроизводительные штанцевальные автоматы, а также появились автоматические линии многоточечной склейки, стали работать инлайн линии. При этом как следовало ожидать повышение степени автоматизации производства привело за собой также и выработку определенных стандартов и требований, как к производимой продукции, так и к используемым инструментам и расходным материалам. Это относится также и собственно к конструкции упаковки, что приводит к важности использования специальных инструментов для ее разработки.

Инструменты такого типа широко представлены на западном рынке. К ним относятся пакеты таких компьютерных программ, как Marbacad, Impact, Artios CAD, Score и т.д. Сейчас на российском рынке эти программы стали постепенно приобретать широкое распространение, но используют в основном лишь пиратские «бесплатные» копии, в то время как нельзя бесплатно приобрести оборудование. Мы не привыкли покупать стандартные лицензионные программы, предпочитая использовать пиратские, а поскольку рынок этот очень узок, то найти пиратские версии программ, предназначенные для проектирования упаковки – это очень не простое занятие, поэтому у нас применяют для этих целей в основном полиграфические программы или же так широко распространенный у нас AutoCAD. Все же отставание программного обеспечения от используемого оборудования все более и более очевидно и многие предприятия сейчас приходят к необходимости применять профессиональное программное обеспечение в области конструирования упаковки.

Упаковочная отрасль в ближайшее время будет постепенно развиваться и станет одной из важнейших в российской экономике. Благодаря ее развитию емкость рынка всей упаковочной продукции будет у нас лишь непрерывно расти. При этом также будет развиваться и международная интеграция. Участие наших производителей упаковочных материалов, а также изделий, машин и нашего отечественного оборудования в специализированных выставках, которые проводятся за рубежом, позволят им выйти на международный рынок.

Сейчас изготовленные из картона коробки и ящики являются одними из самых распространенных и широко применяемых видов тары. Все это объяснимо: у них довольно низкая цена, удобство автоматически выполнять с ними основные технологические операций, то есть изготавливать, собирать, а также заполнять нужной продукцией, укупоривать, штабелировать и т.д. Благодаря способности складывания такой упаковки в плоские заготовки можно экономить заказчику место при их хранении и транспортировки. В случае полиграфического исполнения можно также применять практически любой из способов печати и отделки, в связи с чем складные коробки отличаются приятным внешним видом, они имеют необычное разнообразие дизайнерских решений и много других преимуществ. Также они обладают различными конструкциями и широким рядом типоразмеров.

Складные картонные коробки и ящики в основном используют для упаковки различных продовольственных товаров, а также применяют для упаковки фармацевтической продукции, различных изделий химической промышленности. Производством складных картонных коробок в США, например, занимаются около 600 заводов, которые перерабатывают в среднем три миллиона тонн картона в год. Объем продаж у этих компаний превышает один миллиард долларов.