Обратный звонок
Принято различать внутреннюю и внешнюю тару. Внутренняя тара – это первичная емкость, в которой размещают товары в местах их непосредственного производства. К внутренней таре относят пакеты, футляры, банки, коробки, бутылки.

Внутренняя тара призвана смягчать возможные удары в момент транспортировки и хранение, а также предупреждать попадание влаги, пыли, запахов и других посторонних воздействий. Внутреннюю тару укрепляют во внешней с помощью специальных упаковочных материалов и, при необходимости, ставят распорки. В качестве упаковочных материалов часто используется фольга, стружка, опилки, различные волокнистые отходы, а также вата, поролон и различных видов бумага. Бумага применяется как парафинированная, водонепроницаемая, так и оберточная, пергамент и другие. Для того, чтобы амортизировать удары и вибрации, которые способны возникать в процессе транспортировки, используются специальные амортизирующие прокладки из пенопласта, гофрированного картона или же деревянные и пластмассовые вкладыши.

Внешняя же тара должна обеспечивать полную сохранность внутренней тары и груза. Тип внешней тары выбирают в соответствии с физико-химическими свойствами груза, характеристикой внутренней тары и условиями транспортирования. Самым важным признаком внешней тары считается ее жесткость. С этой точки зрения тару принято делить на жесткую, полужесткую и мягкую тару. К жесткой относится тара, способная не терять своей формы при перевозке и хранении, а также способная выдержать давление упакованного в нее материала, верхнего слоя груза, а также механические нагрузки, которые очень часто возникают в процессе транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ. К этому виду относится металлическая, пластмассовая и деревянная тара.

Полужесткая тара отличается от жесткой тары своей способностью деформироваться под нагрузкой, но при этом она обладает достаточной высокой устойчивостью, чтобы предотвратить повреждение груза. Полужесткая тара сохраняет форму будучи порожней, не подвергаясь сжатию. К этой таре относят большую часть картонной и плетеной тары.

Мягкая тара практически не защищает помещенный в нее груз от механического воздействия. Её используют для создания наилучших условий при транспортировании сыпучих грузов. К мягкой таре относятся мешки, кули, рогожи и т. п.

Тару делят по роду материалов изготовления на деревянную тару, картонную тару, бумажную тару, а также тару из полимерных материалов, тару из металла, текстильную тару, стеклянную, керамическую, комбинированную.

Около 70% всех видов тары составляет деревянная тара. Она представляет собой деревянные ящики, бочки, решетки, барабаны, катушки. У деревянной тары, как и любой другой, есть свои положительные качества и недостатки. К главным положительным качествам можно отнести ее прочность и экологичность. К недостаткам можно отнести значительную собственную массу и высокие расходы на ее изготовление.

Картонную и бумажную тару изготавливают из листового, прессованного картона, клееного и гофрированного картона, а также из бумаги. Картонную тару можно увидеть в повседневной жизни в виде различных ящиков, картонных барабанов и лотков, а бумажную тару – в виде крафт-мешков и эко-пакетов. Если сравнивать картонную и бумажную тару с деревянной, то первая является более экономически выгодной и превосходит деревянную тару по многим технико-экономическим показателям. Сейчас осваивается производство тарного картона с высокими физико-механическими свойствами и небольшой массой.

Полимерную и комбинированную тару изготавливают из полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, а также из полипропилена и других материалов. Такая тара встречается в виде ящиков, бочек, полимерных канистр, бутылей, мешков. У тары из полимерных материалов довольно много преимуществ, по сравнению со стеклянной тарой, металлической и деревянной тарой. Относительная масса такой тары, то есть соотношение собственной массы тары к массе продукта, составляет 0,5-2%, при этом относительная масса деревянной тары достигает 15-20%. Полимерные материалы помогают обеспечить высокую герметичность упаковки и позволяют снизить расходы на тару и упаковку грузов.

Тару из металла используется часто для упаковывания материалов и продуктов, способных самовоспламеняться, а также продуктов с высокой степенью летучести (газы, карбид кальция), а также разрушающе действующих на неметаллическую тару (растительные масла, лакокрасочные материалы). Основными видами металлической тары являются металлические бочки, барабаны, бидоны, баллоны, ящики и банки. У металлической тары высокая механическая прочность, герметичность и водонепроницаемость, при этом её производство достаточно трудозатратно.

Текстильную тару производят из различных видов тканей. Для этого применяют льняные тканевые материалы, полульняные, льноджутовые, просто джутовые, пеньковые, хлопчатобумажные ткани, комбинированные и другие. Джутовые и льняные мешки наибольшее распространены на морском транспорте.

Стеклянную и керамическую тару мы можем наблюдать ежедневно. Она представлена в виде бутылок, банок, баллончиков, флаконов и т.д. Большинство видов стеклянной тары относят к внутренней таре, но используется она многократно.
Тара комбинированного типа все больше распространена в последнее время. Это связано с тем, что сочетание пластмассы с деревом, дерева с металлом или других материалов между собой дает наиболее прочную и удобную тару, особенно для транспортирования и хранения товара. Основные виды комбинированной тары представлены мелкогабаритными контейнерами, складскими цистернами, а также комбинированными рабочими ящиками и бочковой тарой с вкладышами из пластмассы.

Для характеристики тары и массы груза используют такие показатели:
1) масса брутто – это общая масса груза, которая состоит из массы товара, а также внешней и внутренней тары с упаковочными материалами;
2) масса нетто представляет собой чистую массу изделия без учета упаковки;
3) масса тары – это масса внутренней и внешней тары вместе с упаковочными материалами.

Все тарно-штучные грузы на морском транспорте учитываются по массе брутто или же по количеству грузовых мест.

Одним из важнейших показателей использования тары можно назвать ее оборотоспособность. Тара может быть разовой и может быть многооборотной. Однооборотная тар – это тара, которую можно использовать только в течение одного отправления груза от отправителя к получателю. К такой таре относятся обрешетка, бумажные мешки, картонные ящики, гофрокороба.

Многооборотная тара может подлежать возврату отправителю в соответствии с действующими положениями. Её вполне можно использовать для совершения нескольких оборотов с грузом. Многооборотная тара – это разнообразные виды деревянной и металлической тары (бочки, барабаны, ящики), а также к многооборотной относятся текстильная тара и разного рода контейнеры.

В торговом зале многооборотный ящичный поддон – это и торговое оборудование и своего рода стеллаж, прилавок, торговая полка. В таком случае возможно исключение очень трудоемкого звена в цепи товародвижения, а именно отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов. Покупатели делают это сами, что во многом облегчает процесс продажи. Устраняется также и целый ряд других операций, а именно не нужно выкладывать товар на полки стеллажей и прилавков, а также проставлять на них ценник. Все это делает доставку товаров легче, снижает издержки обращения, уменьшает потери от порчи продуктов и, в конечном счете, приводит к увеличению прибыли.

Транспортная тара играет важнейшую роль на стадии доставки продуктов питания в магазин. Она должна обеспечивать доставку изделий с минимальными потерями. Таким образом, упаковка – важнейшее звено между покупателем, изготовителем и продавцом товара, которая обеспечивает защиту продукции от повреждений и потерь, а также защищает от окружающей среды от загрязнений и участвует в процессе обращения продукции. Тара – это элемент упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции. Из этого можно сделать вывод о том, что тара и упаковка участвуют как в обращении товара, так и без него.