Динамика российского рынка производства упаковочной продукции

Если рассматривать развитие рынка упаковочной промышленности в нашей стране за год с середины 2000-го года до середины 2001 года, используя только лишь результаты мониторинга печатных изданий и сети интернет, то за последние полтора года были введены в действие 20 новых упаковочных предприятий.


Сюда относятся не только целые предприятия, но и просто линии по производству упаковки и линии по фасовке определенных типов продукции в упаковку нового вида. Интересный факт, что восемь предприятий из этих 20 было направлено на производство разных видов полимерной упаковки, а в частности полипропиленовой. В Самарской, Белгородской, Воронежской областях, а также в Башкирии и даже на острове Сахалин были открыты новые предприятия по производству полипропиленовых мешков. В Орловской и Пермской областях было налажено производство упаковочной пленки (АО “Нытва”; компания “Ливныпластик”). На Урале открыл линию по производству полипропиленового рукава Арамильский завод пластмасс, а также было открыто новое производство упаковочных ящиков из вспененного полистирола на псковском заводе “Пластпром”.

Картон занимает почетное второе место по количеству открытых предприятий, занимающихся его производством. Так, например, ЗАО “Полиграфический центр” в г. Санкт-Петербург запустил производство упаковки из картона, освоив при этом инвестиции в размере 5 млн. долларов. В г. Омск и республике Марий Эл были открыты новые предприятия, производившие гофрокартон. В г.Новгород открылся новый завод, занимающийся производством упаковки для сигарет под названием “Амкор Ренч Новгород”. Австралийский концерн “Амкор”, инвестировавший 2 млн. долларов намерен вкладывать в этот проект и дальше, заниматься развитием производства. Из тех организаций, которые решили освоить новую упаковку для своей продукции, можно назвать Уссурийский молочный комбинат и ООО “Тасис-Агро” – это те предприятия, которые освоили высокоэкологичную упаковку из эколина на своих молочных продуктах.

Артемовский молокозавод в Красноярском крае запустил производство молока в упаковке “пюр-пак” (до этого момента молоко разливали из фляг), а в Санкт-Петербурге Масложировой комбинат освоил упаковку “твист-офф” для такого вида продукта, как майонез вместо своих прежних стеклянных банок.
Интересные события произошли и в сфере алюминиевой упаковки. Так в Санкт-Петербурге компания “Балтика” начала разливать пиво в алюминиевые банки, которые производились на тот момент в Польше, а московский МПБК “Очаково” выпустил капустный рассол в алюминиевых банках и хотел попробовать разливать его в упаковку конструкции ПЭТ по 0,5 л , к тому же пиво «Очаково» уже разлвал в пластиковые бутылки по 2,25 л. В области упаковки вина также появились интересные новинки.

“Suvoroff International” в Приднестровье начал разливать вина в упаковку “тетра-пак”. Что из этого вышло – мы можем наблюдать сегодня, вино в такой упаковке широко пользуется спросом. В отрасли упаковк разными компаниями было вложено более 200 млн. долларов.

Первое место по принятию инвестиций стояла, конечно же, Москва, а именно Московское НЗП – производитель упаковки из полипропилена и одноразовой посуды, компания “Ростар”, занимающаяся производством алюминиевых баллонов для аэрозолей, а также Черкизовский молочный комбинат, который на тот момент намеривался освоить новую упаковку “новобокс” для разлива пастеризованного молока. Второе место принадлежало Санкт-Петербургу, а именно “Балтийский алюминий” – производитель алюминиевых банок для газированных напитков и пива, компания “Филита Нова”, занимающаяся производством упаковки для пищевых продуктов, а Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод был намерен на тот момент освоить 108 млн. долларов инвестиций для того, чтобы открыть производство гибких упаковочных материалов на основе фольги.

Третье место занял Новгород, где предполагалось тогда открыть производство самоуничтожающейся, высокоэкологичной упаковки от шведской компании EcoLean и еще линию по производству сигаретной упаковки на заводе “Амкор Ренч Новгород”.
А вот самые крупные инвестиции, а именно 500 млн. долларов были необходимы для того, чтобы перевести Усть-Илимского лесопромышленный комплекс в Иркутской области на производство картона и гофрокартона. Работа по модернизации множество цехов и установок велась тогда в полную силу, средства, вложенные в производство, предполагали вернуть уже через четыре года.
В Нижнем Новгороде предполагалось открытие нового предприятия по производству гофрокартона, однако здесь инвестиции были гораздо меньше – финская компания “Стора Энсо” планировала тогда затратить на все это 40 млн. долларов.

Во Владимирской области тогда намечался один очень интересный проект: турецкая компания Sise Cam, являющаяся крупнейшим производителем стекла в Европе, собиралась начать производить стеклянные бутылки в России, а именно в г. Гороховце. Эта компания выкупила у завода “Элеватормельмаш” недостроенное здание и намерена была вложить 24 млн. долларов в реализацию этого проекта. Надо заметить, однако, что “Раско” за год до этого освоила инвестиции в более чем 15 млн. долларов на производство бутылок из стекла, а в частности для производства в России турецкого пива марки Efes Pilsener. Уже тогда можно было предположить, что в будущем эти две турецкие компании будут партнерами на российском рынке.

Хотелось бы также обратить внимание на еще такой интересный факт: в Набережных Челнах в Татарстане тогда собрались изготавливать достаточно редкую марку гофрокартона, которая до той поры производилась лишь в одной стране мира – это Испании.
Из всего вышеперечисленного можно сделать один вывод, что в России активно развивался и продолжает развиваться по сей день рынок полимерной и картонной упаковки..