Главные функции упаковки

К главным функциям упаковки относится защитная функция, дозирующая функция, транспортная функция, функция хранения, маркетинговая функция, а также нормативно-законодательная функция, экологическая функция, информационная функция и эксплуатационная.


1. Защитная функция – это способность упаковки сохранять качество упакованного продукта в течение заданного промежутка времени и в определенных условиях. Эта функция предусматривает в конструкции упаковки определенные меры, направленные на защиту упаковываемого продукта от климатических воздействий, а также от повреждений и порчи в случае транспортировки и хранения товара, а также на защиту окружающей среды и человека от вредного воздействия упакованного товара. Очень важна защитная функция для продуктов питания. Эта функция в этом случае часто является решающей.

2. Упаковка также выполнят дозирующую функцию, которая также очень важна и идет в дополнение к другим функциям, в частности она помогает измерить нужное количество продукта.

3. Функция транспортной – это способность упаковки более удобно перевозить изделия с помощью различных видов транспорта на определенное расстояние в определенных условиях и в течение установленного времени.

4. Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, а также возможности штабелирования на стандартных поддонах, при этом оптимального использования рабочей площади. Если продукт будет храниться в течение долгого времени, то есть длительно, то необходимо учитывать важность контролирования проверки качества товара, который помещен в упаковку.

5. Упаковка выполняет маркетинговую функцию, при этом очень эффективно используется в качестве средства продвижения продукции на потребительский рынок. Всего различают три главные причины, которые приводят упаковку к большой значимости в системе маркетинга:

1) постоянный рост всевозможных требования потребителей к упаковке, то есть к удобству применения продукта;

2) постоянная конкуренция за более привлекательные места в магазинах;

3) применение упаковки в качестве рекламы продукта непосредственно в магазине.

Представляя товар на прилавке упаковка должна, прежде всего, привлекать своим внешним видом, то есть за счет правильного дизайна и высокого качества изображений она должна выделяться на фоне остальной продукции. Сочетанием внешнего вида и за счет содержащейся на ней информации она позволяет идентифицировать товар, то есть устанавливать соответствие распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).

6. Функция идентификации содержимого за счет правильного подбора формы упаковки и её необходимого художественного оформления и визуального образа освоили уже довольно давно. Постепенно функция идентификации содержимого стала играть одну из главных функций упаковки. С помощью применения различных символов, фирменных знаков, торговых марок и другой различной информации можно устанавливать определенную связь между потребителем и производителем продукции. Важно, чтобы товар, который сопровождается фирменной торговой маркой, мгновенно узнавался покупателем. Также известные фирменные марки показывают то, чем продукт отличается, а также гарантируют высокое качество продукции и всегда удерживают в центре внимания. Это также позволяет избежать путаницы с другими товарами и помогает показать соответствие продукта его качеству.
Важным элементом идентификации товара являются форма и цвет его упаковки. С помощью этого потребители отличают один продукт от других продуктов-конкурентов.

7. Нормативно-законодательная функция упаковки вытекает из других функций. Например, в процессе выполнения функции защиты и хранения выполняется целый комплекс санитарно-гигенических требований к упаковке. Сейчас очень ужесточили требование к упаковке. В целом ряде стран существует специальное законодательство, которое строго регламентирует предельное содержание различных примесей и компонентов в упаковочных материалах, которые могут случайно попасть в сам продукт. Все это направлено на то, чтобы исключить возможность перехода всевозможных вредных веществ из упаковки в продукт так, чтобы их количество, оказало влияние на организм потребителя. По сути, любой упаковочный материал можно использовать в пищевом производстве, но только после получения на то соответствующего разрешения от санитарно-гигиенического контроля.

8. Дозирующая функция связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. У нас применяют систему специальных документов – технических условий и ГОСТов, которые существуют для наиболее распространенных типов упаковки.

9. Экологическая функция упаковки – это функция, рассматриваемая и с точки зрения научного и с точки зрения практического направления рационального использования упаковки производителем и потребителем при взаимодействии их с окружающей средой.

Экологические проблемы, которые возникают из-за широкого использования упаковки, пытаются решать несколькими путями: увеличивают объем многооборотной потребительской тары; собирают и вторично перерабатывают тару традиционными способами; используют полимерные материалы, которые способны растворяться и затем в растворе подвергают их вторичной переработке; сжигают с использованием фильтров и аппаратов, позволяющих улавливать вредные летучие продукты; разрабатывают и используют съедобную и самодеструктирующуюся упаковку для продуктов питания. Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы делятся на биоразлагаемые, которые разрушаются под воздействием света, и на материалы, разлагаемые химическим путем. Часто такие материалы получают из природного крахмала, картофеля и зерновых культур. Очень важно повторное применение переработанных полимеров — вторматериалов.

10. Информационная функция упаковки стала занимать важную позицию в процессе появления супермакертов, то есть с развитием уровня самообслуживания в розничной продаже. Упаковка стала играть важнейшую роль – роль продавца, по сути, она и есть «немой продавец». Она несет достаточно информации о товаре, имеет приятный вид, при этом часто является единственным «продавцом» в супемаркетах – в магазинах самообслуживания. Для новых товаров, для новинок, неизвестных товаров упаковка имеет особенное значение. Она в этом случае выполняет целый цикл сбыта, то есть она привлекает к себе внимание, стимулирует интерес потребителей, вызывает у них желание купить данный продукт и подталкивает совершить покупку. Решение этих задач происходит посредством передачи нужной информации потребителю, которая полностью отражает новизну этого продукта, показывает его отличие от аналогичных товаров и подчеркивает его особенность.

Информация на упаковке делится на произвольную информацию и обязательную информацию. Произвольная информация – это разнообразные элементы художественного оформления, рекламные материалы, всяческие украшения и т. д, а обязательная информация строго регламентирована в соответствии с законом, с нормативными документами, которые соответствуют упакованному продукту. В эту информацию входят основные технические характеристики продукта, к которым относятся, например, состав – список компонентов, инструкция по применению, правила ухода и хранения продукта, а также предупреждения о всевозможных противопоказаниях, опасностях и т.п.

11. Эксплуатационная функция упаковки – это то, насколько легко производителю, дистрибьютору и потребителю обращаться с упаковкой в процессе сортировки, хранения, сбыта, а также насколько она является удобной при использовании упакованного товара. Благодаря статистическим данным и различным опросам выяснили, что покупатели выбирают ту упаковку, которую можно затем использовать повторно, которая легко и просто открыть, а также оригинальную и привлекательную упаковку, соответствующую пониманию красоты.

Для того, чтобы выполнять каждую из перечисленных функций, упаковка должна полностью отвечать всем требованиям. Например, для выполнения защитной функции, к ней предъявляют требования по обеспечению нужного уровня теплостойкости, герметичности, коррозионной и морозостойкости, а также химической стойкости, требования защиты от пыли, требования по сохранению массы товара, стабильности его формы, долговечности, прочности на удар, сжатие и разрыв, способности амортизировать и т.д. Шесть последних показателей вместе с другими специфическими показателями, такими, как экономия рабочего пространства, экономия транспортной и складской площади, устойчивость при скольжении, возможность штабелирования упаковки и её автоматизированной обработки, а также унификация тары по конструкции и размерам, возможность групповой упаковке, легкость и простота в обращении, легкость открытия и закрытия упаковки, важны и для транспортной функции упаковки, и для функции хранения упаковки. Пять последних требований предъявляет эксплуатационная функция упаковки. С помощью маркетинговой функции контролируются технико-экономические показатели упаковки, решаются требования по экономии пространства и площади при транспортировке, складировании и продаже. Вместе с информационной функцией выдвигаются требования по предоставлению информации, рекламы, а также по наличию необходимых элементов идентификации упаковки и её индивидуальных особенностей. Экологическая функция позволяет рассмотреть медико-гигиенические требования к используемым материалам, к продукции и упаковке в целом, а также рассмотреть возможности повторного применения тары, удобство утилизации и другие аспекты экологии.