Любой товар, который вынесен на рынок, уже по факту проходит проверку на уровень удовлетворения потребностей общества. Это связано с тем, что покупатели приобретают только тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личным потребностям, а масса покупателей выбирает тот, который более полно соответствовал общественным потребностям, чем товары – конкуренты.
Упаковка любой продукции играет одну из важнейших ролей в конкурентоспособности товара. В связи с этим использование красочного оформления современной упаковки вместе с рекламной информационной нагрузкой дают возможность влиять на узнаваемость продукции, таким образом, ускорять процесс продажи, облегчать потребление продукции, а также психологически воздействовать на покупателей, улучая его эстетический вкус.
При презентации нового товара потребительская упаковка его должна оставаться практически не изменой, поэтому очень важно решать все вопросы, связанные с упаковкой и имиджем товара, еще на стадии разработки и планирования. В конкурентоспособности продукции доминирующем фактором выступает не только упаковка продукта, но и другие нюансы. Так , например, упаковка при покупке автомобиля отсутствует, поэтому потенциальному покупателю приходится учитывать другие факторы, например, расходы на эксплуатацию, сравнивать ценовые показатели этого товара, его функциональные показатели, дизайнерское решение и прочие нюансы.
Конкурентоспособность, как возможность сбыта товара на рынке, можно определить, только путем сравнения товаров конкурентов между собой, то есть конкурентоспособность –это понятие относительное, которое довольно четко привязано к рынку и времени продажи, например, для товаров сезонного спроса.
Каждый покупатель имеет свой определенный критерий по удовлетворению своих потребностей. В связи с этим конкуренция приобретает еще и несколько индивидуальный характер.
Ведь для удовлетворения своих потребностей, покупателю необходимо приобрести товар, а далее, в случае, если это изделие сложное, ему необходимо нести расходы на эксплуатацию этого товар. Например, если взять автомобиль, то покупателю после покупки необходимо будет покупать топливо, запасные части, смазочные масла, платить за осмотр и восстановительный ремонт, оплачивать страхование и т.д. Да и сам товар после покупки во многих случаях нет возможности начать немедленно эксплуатировать. Как правило, его нужно доставить покупателю, установить, проверить и т.д.
Подводя итоги, можно заметить, что затраты покупателя на товар складываются из двух частей: расходов на собственно саму покупку товара (цена товара) и последующих расходов, которые связаны с потреблением, что называется термином «цена потребления».
Цена потребления часто гораздо выше цены продажи товара (в общих эксплуатационных расходах автомобиля, за весь срок его жизни, продажная цена занимает лишь 15%, у самолета около 11%, а у бытового холодильника составляет примерно 10%). В связи с чем, наиболее конкурентоспособным является не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот товар, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Экономический показатель, учитывая его огромную важность, все же полностью не исчерпывает понятие конкурентоспособности.
Число «параметров конкурентоспособности» зависит от того, какого вида и уровня сложности товар, а также какое у него технические и эксплуатационные отношения. Это также зависит от требуемой точности оценки, от цели исследования и от различных других внешних факторов.
Следует при этом различать качество и конкурентоспособность изделия. Качество товара – это совокупность тех основных свойств изделия, которые делают его способным выполнять те или иные функции и удовлетворять определенные потребности человека, в помощь которым он призван. Качество товара – это своеобразный результат его труда.
Условия эксплуатации (условия потребления) товара не отражаются на качестве в том смысле, что каждый потребитель волен эксплуатировать товар таким образом, как ему заблагорассудится.
При сравнении качества двух изделий, обычно сравниваются просто степени полезности каждого из них, по сути уровень полноты удовлетворения человеческих потребности. А в каких-то конкретных условиях эксплуатации вся полезность товара выражается ее конкурентоспособностью. Нельзя говорить о конкурентоспособности товара, не оговаривая условия использования этого товара.
Конкурентоспособность помимо прочего определяется только теми свойствами, которые имеют какой-либо интерес для покупателей, и соответственно, гарантируют удовлетворение потребностей.
Все параметры изделия, которые выходят за эти границы, не рассматриваться при оценке уровня конкурентоспособности, поскольку они не имеют к ней никакого отношения в данных условиях.
Превышение правил, норм, стандартов, в случае, если это превышение не вызвано «опережающим отражением» требований, которые планируются для ввода через некоторое время, не улучшает конкурентоспособность изделия. С точки зрения покупателей, такое превышение отражается обычно на уровне цены на товар, и меняется обычно в худшую для него сторону. Превышение не увеличивает потребительной стоимости товара, потому его можно смело назвать бесполезным.
При оценке конкурентоспособности, очень важно иметь в виду, что многие компании на современном рынке стараются продавать не какие-то отдельные товары, а целый комплекс связанных с товаром услуг, очень важных для покупателей. В связи с этим покупатель оценивает обычно конкурентоспособность с совершенно новых, более приемлемых для него и более трудных для производителя позиций.
Конкурентоспособность товара – это ключевой момент по принятию решения о расширении и создании каких-либо новых производственных мощностей. Расходы, связанные с разработкой и планированием нового товара, в несколько раз ниже стоимости оборудования, организации сбытовой сети, отладки технологии и т.п.
Выпуск заведомо неконкурентоспособного товара, то есть товара, который не позволит развернуть его массовую продажу, приведет неизбежно к значительным убыткам. Очень часто это случалось в отечественной промышленности, которая пыталась выйти на внешний рынок с теми или иными изделиями.
Выпуск нового изделия на рынок прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, с экономической точки зрения становится нецелесообразным.
Также стоит ясно себе представить, что любой товар, при его выпуске на рынок, немедленно начинает в той или иной мере терять свою конкурентоспособность.
Этот процесс можно лишь замедлить, но остановить его невозможно. В итоге новое изделие должно проектироваться по такому графику, который бы смог обеспечивать выход на рынок именно к моменту серьезной потери конкурентоспособности прежним изделием.
Поэтому конкурентоспособность новой продукции обязана опережать или быть долговременной.
Особое внимание здесь следует уделить не столько улучшению технических параметров изделия, они при этом, конечно, очень важны, сколько снижению цены потребления.
На мировой практике существует множество различных примеров, когда этот параметр часто становился решающим параметром, хотя новый товар продавался обычно по существенно более высокой начальной цене.
Так, одна из фирм продавала за 4,3 тыс. долл. ЭВМ, эксплуатационные затраты на которую составляли 3,25 тыс. долларов. Новую машину вывели на рынок с продажной ценой 5 тысяч долларов, но стоимость эксплуатации была снижена до 1,25 тыс. долларов. В итоге экономия для потребителя составила 14 % (в расчете на сумму продажной цены и цены потребления), а сбыт фирмы возрос в колоссальные четыре раза.
Аналогично этому пример, телевизор по цене 350 долларов, стоимостью эксплуатации 225 долларов, довольно быстро вытеснил с рынка конкурирующую модель с ценой 410 долларов и стоимостью эксплуатации 326 долларов.
Весьма эффективно используют параметр конкурентоспособности для рекламы своих товаров авиастроительные фирмы. Многие фирмы предлагают своим потенциальным покупателям специальный анализ, который учитывает всю имеющуюся у авиакомпании технику, маршруты, загрузку самолетов и перспективы развития авиасообщений, демонстрируя, насколько выгоднее будет заменить старую технику новой (с точки зрения роста прибыли).