Контроль качества упаковки

В условиях печатного производства иногда следует контролировать оптическую плотность краски сразу же на самом оттиске. Это можно легко провести с использованием денситометры на отражение. Применяя подобные денситометры, можно контролировать не только печатный оттиск, но и непосред­ственно осуществлять контроль за печатной формой.


В отличие от денситометров, которые работают с прозрачными материалами, этот тип изме­ряет коэффициент отражения и позволяет пересчитать его в оптическую плотность. В случае, когда оптическая плотность (D) образ­ца увеличивается, происходит уменьшение отражения света, а, следовательно, происходит увеличение его поглощения D=lgl/r (r – коэффициент отражения). Относительную спектральную чувствительность денсито­метра на отражение можно определить путем распределением энергии в спектре источника излучения, спектральной чувствительно­стью фотоприемника, а также спектральным пропусканием светопоглощающей среды денситометра и спектральным пропускани­ем светофильтров. Во многих зарубежных приборах, которые рабо­тают с отраженным светом, применяют фильтры, а также источники света и полосы пропускания фильтров, в полном соответствии со стандартом DIN16536.

Денситометр

Денситометры, которые работают на отражение, также как и ден­ситометры работают на пропускание, включают в себя оптико-механическую ча­сть и измерительный электронный блок. Основными отличиями моделей является расположение осветителя и приемника света, а также исполь­зование множества светофильтров и применение дру­гих алгоритмов в результате расчета измеряемых величин. Оптико-меха­ническая часть – это фотометрическая головка, которая соединена световодом с узлом светофильтров. Она обычно распо­ложена в измерительном блоке.

Денситометры на отражение позволяют измерять большее количе­ство величин, чем те денситометры, которые работают с прозрачными материалами, а именно: узнавать оптическую плотность краски; рас­таскивание; размер растровых точек на оттиске и печатной фор­ме; относительный контраст печати; треппинг (переход краски); ошибку цветового тона; баланс «по серому».

В случае измерения каких-либо из перечисленных выше величин важно производить по сюже­там отпечатанного изображения, в связи с этим для оценки качества полученных изображений на оттиске необходимо применение специ­ально разработанных контрольных шкал, которые изготавливают, в основном, по стандарту FOGRA. Подобную шкалу применяют в основном все компании-производители денситометрического оборудования, и они существуют не только в вещественном виде для применения на стадии копирования фотоформ в контактно-копировальных рамах, но также и в электронном виде, предназначенные для размещения на полосе издания в процессе верстки.

В зависимости от того, какие условия у проводимых измерений, используются поляризаци­онные фильтры, применение которых обусловлено измене­нием уровня оптической плотности у красочного слоя в процессе высыхания. В условиях про­изводства следует обязательно провести оперативный контроль, который возможен в процессе печати тиража. Раз­ность измеренных значений до и после высыхания красоч­ного слоя составляет от 0,1 до 0,2 единицы оптической плотности.

Основной причиной такой разницы плотности сырого и сует оттисков является неодинаковые свойства их поверхности. При этом сырой оттиск – глянцевый, а сухой оттиск является матовым, поскольку происходит частичное проникновение краски в имеющиеся поры, а также частичное проникновение выявляют текстуру бумаги. Изменяется также соотношение рассеянного света и достигающего фотоприемник света.

Поляризационные светофильтры помогают предотвратить попадание части рассеянного света от сухого оттиска на фотоприемник, что препятствуют уменьшению измеряемых плотностей. Сухой оттиск можно в итоге измерить этим денситометром как сырой, при этом никакого влияния на физические характеристики не оказывается.

Для того, чтобы получить корректные результаты, следует постоянно заботиться о проведении различных тестовых и профилактических мероприятий. Одним из основных условий для правильной работы денситометра является калибровка, проводимая с определенной периодичностью. Обычно этот процесс проводится при установке, тестировании и настройке прибора на печатный процесс, а в случае изменения типа запечатываемого материала, а также резкого изменения температуры окружающей нас среды, с периодичностью, которая установлена компанией-производителем.

Для оперативной калибровки прибора производители используют специальную шкалу, так называемые Density Calibration Reference, содержащие определенные поля триады красок, а также поля со значениями белого для различных видов бумаг (мелованные, немелованные и т.д.). Пользователь, используя их, подстраивает уровень чувствительности светоприемников под производственные условия.

Если взять общие принципы работы и назначения прибора, то можно легко сформулировать основные требования к современному денситометрическому оборудованию, а именно:

1) простота использования прибора;

2) портативность и возможность работать без подключения к электросети;

3) наличие функций диагностики;

4) наличие определенного набора различных измеряемых величин;

5) точность измерений (в случае из­мерения одного и того же поля значения измеренных величин не должны различаться более, чем на 0.01 D).

Прибор спектрофотометр

Для того, чтобы провести любые оценочные дей­ствия, следует использовать некоторые объективные количе­ственные оценки характеристик цвета и различных цветовых различий, называющихся колориметрическим методами. Их делят на два разных типа:

1) методы, в которых цвета многих предметов сопоставлены с цвето­вым эталоном их образцов и записываются условными номерами и буквенными обозначениями, которые приняты для этой систе­мы образцов;

2) методы, которые основаны на трехцветной теории зрения.

Цветовые эталонные образцы довольно широко используют в виде от­тисков, которые могут быть получены типовыми красками на самых разных бумагах. Из них составляются цветовые шкалы различного рода. Эти методы при этом не дают количественной характеристики воздействиям на глаз цветов различных излучений.

Для того, чтобы объективно оценить количественную характеристику цвета, применяю методы второго типа. Они позволяют из­мерять цвет с помощью приборов путем аддитивного синтеза. В основу любых цветовых измерений положена возможность точно определять цветовые координаты. Как уже было сказано выше, пространст­ва цветового синтеза RGB и СМУК считаются не стандартизован­ными и аппаратно-зависимыми, поэтому было предложено цве­товое пространство СIЕLаb. Оно было стандартизовано и его применяют в современных системах допечатной подготовки и контроля качества.

Прибор, который призван обеспечивать контроль цвета, носит название спектрофотометр. Его главной задачей является расчет цветовых коор­динат и построение спектральной кривой у измеряемого объекта. Большое количество моделей спектрофотометров, представленных на мировом рынке и предназначенных для полиграфических нужд у различных фирм-производителей позволяют получать координа­ты цвета в международных системах ХУZ, СIЕLab, СIЕ LСН.

Отличием спектрофотометрических измерений от измерений человеческим глазом состоит в том, что на показания прибора не оказывают влияния посторонние факторы, к которым, например, относятся индивиду­альные характеристики человеческого глаза, при этом все условия про­ведения измерений являются стандартизованными. Поскольку отпечатанная по­лиграфическая продукцию можно наблюдать при различном внешнем освещении, то и человек также один и тот же цвет может видеть по-разному (это называется метамеризмом).

Для того, чтобы получить все представление обо всех воспроизводимых цветах у бу­дущего печатного издания при различном освещении в спектро­фотометрах используют стандартизованные источники излуче­ния О50, О65, А, В, С и т.д., которые обладают определенными спектраль­ными характеристиками. Например, источник А – это норма среднего искусственного света, которая эквивалентна цветовой температуре в 2858 К, что соответствует излучению лампы накаливания. В – является нормой прямого солнечного света с цветовой температурой, которая близ­ка к 4800 К. С является нормой рассеянного дневного света с температу­рой около 6500 К. В65 обладает температурой, почти строго равную 6500 К (ее применяют во всем мире, кроме Германии, где стан­дартным величинами считается О50 с цветовой температурой 5000 К).

Наиболее критичными элементами изо­бражения иногда являются фирменный цвет логотипа или же точное вос­произведение памятных цветов. Человеческий глаз может замечать из­менения цвета только лишь в случае увеличения так называемого цветового порога (минимального изменения цвета, которое заметного глазом). Тех­нологии, применяемые в современных спектрофотометрах, позволяют, учитывая данный фактор, определять ве­личину отклонения цвета от его оригинала, которые называются показателями цветовых различий. Измерения такого вида позволяют наиболее оперативно и точно определять воз­можные корректировки технологических режимов печати, как, на­пример, такие как, подача краски, увлажняющего раствора, а также давления в пе­чатной паре, или же вносить различные корректировки еще на стадии допечат­ной подготовки, например, на этапе цветокоррекции.