Маркировка представляет собой текст, какие-либо условные обозначения или рисунок, которые нанесены на упаковку или же на сам товар, а также другие вспомогательные средства, служащие для идентификации упакованной продукции или её отдельных свойств, для доведения до потребителя необходимой информации об изготовителях (исполнителях), количестве и качестве товара.
Основной функцией маркировки является информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.
Информационная функция маркировки является одним из средств передачи товарной информации. Это основная функция маркировки. Наибольший удельный вес в итоге приходится на потребительскую информацию, а наименьший приходится на коммерческую информацию. Основополагающая информация на маркировке при этом дублирует тот же вид информации в сопроводительных документах (ТСД) к этому товару. Несовпадение этих данных может быть следствием фальсификации продукции.
Необходимость дублировать информацию обусловлена в связи с идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Маркировка в отличие от ТСД предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для потребителей основной массы она является практически единственно доступным средством получения нужной товарной информации. В маркировке в связи с этим удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки является также очень важной, поскольку она обеспечивает возможность прослеживать товарные партии на всех этапах движения товара.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки связаны между собой. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения в пользу покупки товара.
Маркировка бывает производственная и торговая. Она зависит от места нанесения.
Маркировка обязательно должна отвечать требованиям стандартов, а также все остальных нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливают в соответствии со стандартами, существующими на маркировку и упаковку, а также на основе общетехнических условий стандартов на ту или иную продукцию. Вообще требования к торговой маркировке разработаны немного меньше, чем требования к производственной маркировке. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливают Правилами продажи определенных групп продовольственной и непродовольственной продукции, а также региональными Правилами розничной торговли.
Маркировке предъявляют требования, общие для товарной информации, а также различные специфичные. Общие требования все регламентируются действующим Федеральным законом «О защите прав потребителей», а к специфичным требования для маркировки относится четкость и однозначность текста и иллюстраций, их наглядность, соответствие текста потребительским свойствам упакованного продукта, а также их достоверность. Все приведенные на маркировке сведения обязательно должны соответствовать товару. Данные, указанные на упаковке, не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение. Количество товара, качество, изготовитель, страна происхождения, а также использование для маркировки различных несмываемых красителей, разрешенных для применения Госкомсанэпиднадзором, должны совпадать.
Производственная маркировка представляет собой текст, а также условные обозначения или рисунок, которые нанесены изготовителем/исполнителем на товар и/или упаковку и другие носители информации.
В качестве носителей производственной маркировки выступают этикетки, контрольные ленты, клейма, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, штампы и другие виды.
Этикетки наносятся с помощью типографского или иного способа на товар или же на упаковку. Они также могут выступать в качестве самостоятельных носителей информации, которые приклеивается или же прикладывают к товару. Например, очень много продовольственных товаров, упакованных в производственных условиях, имеют на упаковке этикетку, текст, рисунки и другая информация на которой нанесены типографским способом. Процесс этикетирования консервных банок осуществляется с помощью приклеивания бумажной этикетки или же с помощью нанесения ее литографским способом. Этикетку в некоторых случаях наносят непосредственно на сам товар. Это происходит, например, в случае маркировки на донышке посуды или на товарах других видов.
Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Они часто содержат различные изображения и символы. Этикетка из всех носителей маркировки содержит более обширные сведения по количеству характеризуемых признаков. На этикетке маркировке могут содержаться различные пояснительные тексты.
Колъеретки — это разновидность этикеток. Они имеют особую форму, а также наклеиваются на горлышко бутылок. Этот вид этикетки не несет большой информационной нагрузки, а предназначаются в основном для эстетического оформления бутылок. Колъеретки применяют для бутылок с различным наполнением (алкогольными напитками, безалкогольными, пива и т.д.) вместе с основной этикеткой. Колъеретки самостоятельного значения не имеют. Обычно на них указывается изготовитель, наименование напитка, год изготовления или другие информационные знаки. На кольеретках в некоторых случаях какая-либо информация отсутствует вообще.
Структура маркировки. Маркировка включает в себя три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или же информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением текст 50-100% рисунок 0-50% и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ) 0-30% и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
Наиболее распространенным элементом производственной и торговой маркировки является текст как форма письменной информации. Для текстовой информации характерна высокая степень доступности нужной информации для всех товаров. Текст способен выполнять все основные функции маркировки, однако ему присущи в наибольшей степени информационная и идентифицирующая функция. Удельный вес текста, расположенного на маркировке, в зависимости от ее назначения и от носителей составляет около 50—100%.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. Обычно он присущ производственной маркировке, а в наименьшей степени сопровождает торговую упаковку. Рисунок, выполненный в качестве элемента маркировки, отличается высокой степенью доступности. Он выполняет эмоциональную функцию и мотивационную, реже информационную и идентифицирующую функцию. Хотя бывают и исключения, например, в случае, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков располагается информация по эксплуатации или по использованию различного товара. Удельный вес информации рисунка и степень доступности информации колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке товара.