Определение и назначение упаковки

Упаковка сегодня – это неотъемлемая часть практически любой продукции. Она способна выполнить большое количество самых различных функций.


К ним относится и функция защиты товара от повреждений, и функция, которая обеспечивает защиту продукции от внешних воздействий, и действовать, как средство для привлечения внимания потребителей. Количество различных видов упаковки достаточно разнообразно: начиная от простой бумаги, используемой для упаковки подарков, цветов, до массивных транспортных контейнеров, служащих для перевозки больших грузов.

Впервые упаковка появилась еще в древние времена. Изначально она служила для того, чтобы сохранять продукты от повреждений и от воздействия на них внешней среды. Это обусловлено тем, что у человека раньше потребности в упаковке были незначительны. Первоначально упаковка представляла собой природные дары: листья деревьев, тыквы, которых содержимое удалялось, и оставался в итоге так называемый кувшин или чашка.
Затем стали осваиваться больше земель, начали развиваться ремесла, появилась торговля. Стали меняться и виды, и назначение упаковки. В её качестве уже использовались не только природные материалы, как, например, рога и бамбук, но и также обработанные природные материалы, как, например, плетеные корзины, емкости из кожи, амфоры.

Грубо говоря, раньше упаковку можно было характеризовать, как средство или же, как комплекс средств, который обеспечивает защиту товара от различного рода повреждений и различных потерь, а окружающую среду защищает от загрязнения. Рынок товаров и услуг постепенно развивался, и, соответственно, назначение упаковки тоже постепенно изменилось. Потом уже было недостаточно просто защищать продукты от повреждений, и производящие товары фирмы стали придумывают всяческие сюрпризы для своих покупателей. Появилось разнообразие форм, поменялось их графическое оформление, стали выпускать вкладыши-открытки, разнообразные книжечки-пробнички для парфюмерной продукции, появились оригинальные бумажные ярлычки для лекарств и другие небольшие элементы. В больших городах прилавки начали пестрить разнообразием самых разных товаров, упакованных в заманчивую упаковку.

А для большего привлечения внимание покупателей к продукции своей фирмы, многие производители стали прибегать к различным хитростям. Так, например, такая организация, как «Товарищество Эйнем» стала вкладывать в упаковочные коробки небольшие открытки с рекламой своей продукции. На них все виды продукции демонстрировали белокурые милые «мальчики – херувимчики» или же «девочки – дюймовочки». Несомненно, стразу же эти открытки-вкладыши стали привлекательны для детей. Они буквально заставляли купить своих родителей товары этой фирмы, поскольку им хотелось собрать целую коллекцию этих картинок, и возможно получить специальный подарок.

Покупателя привлекают эти пестрящие упаковки, он доверяет всем красивым ярким, необычным коробочкам и баночкам. Поэтому многие производители посчитали целесообразным большинство своих финансовых средств потратить на улучшение эстетического вида при оформлении своих товаров.

Упаковка теперь стала полноценной частью при её планировании. Начали изучать, разрабатывать и производить упаковку, в которую не только помещается нужная продукция, но и дополнительные рекламные вкладыши, наклейки, листовки, подарки, сувениры, которые могут привлечь внимание покупателей.

То есть, получается, упаковка открыла новое для себя назначение – быть рекламным носителем, который еще и очень легко воспринимается и усваивается потребителем. Однако не всегда, и сейчас также не всегда, бренд играет решающую при приобретении той или иной продукции. Например, на рубеже XIX и XX веков для покупателей важна была не столько марка производителя, сколько фамилия торговца. Все эти фамилии играли роль, так называемых, словесных товарных знаков. Именно они служили гарантией качества продукции. Уральские торговцы, например, для того, чтобы привлечь клиентов начали выпускать привлекательные и богатые картинки. Эти картинки не наклеивались сверху на бутылку, а привязывались к бутылке с помощью специальной ленты и затем заверялись красной сургучной печатью.

Но все же это разнообразие тары было в России, лишь до советской эпохи. Затем время экономии и уничтожение всех буржуазных привычек сильно повлияли на внешний вид этикетки, и потом дизайн и вовсе был забыт. Упаковка стала печататься на плохой бумаге, использовалось минимальное количество краски, деталь были стушеваны, а информация стала прямой, безыскусной.

И только лишь со второй половины 70-х годов произошел хорошо заметный сдвиг в функциональном вопросе упаковочной промышленности. Ныне этот процесс завершился важными сдвигами. Уже вовсю идет тщательный подход к упаковке. Сейчас упаковочное производство считается одним из важнейших отраслей нашей экономики. Анализ показал, что по значимости социально-экономических функций упаковка, а также по стоимости объема её производства и по степени её использования в некоторых странах уже выдвигается в первые ряды и уже во многом определяет общие показатели по эффективности всей национальной экономики.

ГОСТ 17527-2003 гласит, что упаковка является средством или комплексом средств, которые обеспечивают защиту продукции от повреждения, защищают окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивают процесс обращения продукции. Здесь под процессом обращения понимается транспортирование, хранение и реализация готовой продукции.

То есть важность упаковки в обороте товаров в современном мире не вызывает никакого сомнения в том, что времена, когда упаковка считалась просто емкостью для транспортировки и защиты содержимого, давно уже в прошлом. Упаковка сейчас – это мощнейший инструмент, с помощью которого каждый производитель общается с своим потребителем.