Основные маркетинговые функции тары и упаковки

Информативная функция – функция упаковки, которая связана с предоставлением необходимой информации потребителям. Она позволяет обеспечивать идентификацию товара по его наименованию и по его качеству, при этом она несет на себе имидж предприятия.


С помощью упаковки демонстрируется качество товара. Часто на упаковке делают вырубное окошко, пластиковое окошко и т.д., что позволяет потребителям рассмотреть содержимое упаковки (специи, кофе, бокалы, новогодние подарки и т. д.). Текстовая информация, размещенная на упаковке, позволяет обеспечить потенциальных потребителей достаточными и нужными данными о товаре, о его потребительских свойствах, составе, сроке годности, способах транспортировки, а также использования, хранения и утилизации товара. Роль упаковки сильно выросла с использованием автоматизированной идентификации изделий с помощью штрихкода.

Рекламная функция упаковки говорит о побуждении покупателя приобрести товар. Упаковку часто называют молчаливым продавцом. Многими исследованиями доказано, что именно упаковка часто пробуждает побудительный импульс к покупке того или иного товара. Это больше заметно, когда реклама и изображение, которые представляют товар, находятся в одной привлекательной плоскости. Важнейшие элементы упаковки, такие как форма, материал, цвет, показывают её привлекательность и уникальность.

Функция стимулирования сбыта продукции проявляется посредством размещения различных акций и розыгрышей призов, участниками которых является потребитель. Подобная практика часто используется в маркетинге кофе, печенья, моющих средств, средств личной гигиены, подсолнечного масла, электробытовых приборов и т.д. Часто на упаковке размещают информацию о специальных предложениях, к которым относится например, «столько-то % бесплатно», «экоупаковка», «новая экономичная упаковка», «столько-то средств с покупки этого товара идут на благотворительность», «1,5 литра по цене 1-го». Для увеличения объемов продаж реализовывают целый набор товаров одной марки в подарочной упаковке.
Выпуск товаров в привлекательной упаковке, которая может вторично использоваться после извлечения из них продукта, также оказывают стимулирующее воздействие на сбыт продукции. Например, упаковки из-под йогуртов часто используют для выращивания рассады, а красивую металлическую упаковка из под чая или печенья применяют для хранения кофе, сахара, различных круп и т.д.

Функции формирования качества товара обеспечивает удобство и практичность использования продукта, а это важнейший фактор, который позволяет определить выбор покупателей. Необходимо, чтобы упаковка оказывала конкретные полезные услуги человеку, который будет использовать впоследствии приобретенный товар. Важно также, чтобы упаковка легко и просто открывалась, а потребитель мог использовать продукт несколько раз, также она должна надежно закрываться, для того, чтобы часть продукта могла быть сохранена для повторного использования. Иногда необходимо наличие дозатора, просеивающей насадки или сточного желобка для легкого извлечения продукта. Для упаковки стерильных товаров важно более сложное устройство, которое помогает исключить случайное вскрытие продукта.

Удобная упаковка – это упаковка, которая рассчитана на неподготовленного потребителя. Она должна легко использоваться даже без подробной инструкции. При этом такое требование обозначает наличие каких-то особых преимуществ этой упаковки. Это легко обеспечить, например, с помощью специальной конструкции (наличием ручек, выступов, вырезов, углублений), которая позволяет решать конкретные задачи (осуществлять сборку, перемещение товара).

«Качество товара определяется также функциональностью, безвредностью и безопасностью упаковки. В состав упаковочных материалов не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие кумулятивными свойствами и специфическим действием на организм человека (канцерогены, мутагены, аллергены), а также вещества, способные изменить органолептические и физиологические свойства товаров».