В соответствии с документом ГОСТ 17527—2003, который распространяется на транспортную тару и упаковку, существует несколько видов транспортной тары. К ней относятся ящики различных видов, бочки, барабаны, фляги, канистры и баллоны, различные мешки и другие виды тары.Транспортные ящики
Ящики – это транспортная тара, состоящая из обычно прямоугольного корпуса с дном, а также двумя торцовыми и боковыми стенками, которая может закрываться крышкой.
Для производства ящиков используют древесину, различные древесноволокнистые (ДВП) и древесностружечные (ДСП) плиты, применяют также фанеру, картон, различные металлы и сплавы на их основе, в последнее время в ход идут и полимерные материалы. Транспортная тара такого вида используется для упаковки пищевых, химических, металлических и других изделий. Выпускаются самые разные транспортные ящики, как по форме, так и размерам. Они бывают стандартные, изготовленные обычно из древесных материалов, и нестандартные. Различают также многооборотные транспортные ящики и разового применения.
Наиболее популярными являются деревянные и пластиковые (полимерные) ящики. Ящики деревянные бывают сплошными и решетчатыми, разборными и неразборными, сшитые с помощью проволочных скоб и собранными на проволочных поясах, которые прикреплены к доскам и планкам деревянного ящика проволочными скобами.
Крупногабаритные деревянные ящики бывают следующих видов:
- Каркасные, то есть деревянные ящики, каркас которых после его сборки обшивают досками или листовым материалом. Каркас – это часть ящика, состоящая из брусьев, которые собраны в крепкую конструкцию и принимают на себя всю механическую нагрузку;
- Щитовые, то есть деревянные ящики, щиты которых собраны на планках. Одной из разновидностей деревянного ящика можно назвать лоток, который относится к этой группе. Лото представляет собой деревянный ящик, не имеющий крышки, у которого могут выступать угловые планки с высотой до130 мм.
Еще одной разновидностью деревянного ящика считается футляр. Это деревянный ящик, содержащий специальный ложемент (опорное устройство, обеспечивающее установку и надежное крепление продукта в таре).
Для крупногабаритных изделий часто вместо деревянного ящика используется обрешетка, которая является разновидностью транспортной тары. Она состоит из рамной конструкции, которая образует каркас.
Бочка также является одним из видов транспортной тары. Она обладает цилиндрической или параболической формой, с обручами или зигами катания, с доньями. Бочки изготавливают из дерева, металла или полимера. Применяют их для упаковки и хранения обычно жидких продуктов, химических, пищевых и других. Бочки в основном имеют стандартный вид.
Деревянные бочки производят из двух доньев, из комплекта клепок, которые образуют остов бочки. Они стянуты с помощью специальных стягивающих обручей.
Деревянные бочки в зависимости от того, какого состояния продукт в них заполняется, бывают заливными (жидкий или пастообразный продукт) и сухотарными (твердый, сыпучий продукт).
У деревянных бочек есть несколько подвидов:
- Бут, обладающий горизонтальным расположением корпуса;
- Чан, имеющий форму корпуса в виде усеченного конуса;
- Кадка, отличается от чана одним днищем.
К транспортной таре относится и барабан. Он состоит из гладкого или гофрированного корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Барабан содержит плоское дно, не имеет обручей и зигов катания, может быть как с крышкой, так и без нее.
Барабаны бывают металлические, полимерные, реже деревянные, из ДВП или картона. Барабаны нельзя перекатывать, как бочки, они для этого не предназначены. Их используются для упаковки химических изделий, стройматериалов, а также для пищевых продуктов и машиностроительных товаров.
Популярным видом транспортной тары является фляга. Она предназначена для многократного использования, содержит корпус цилиндрической формы с цилиндрической горловиной, у которой диаметр меньше диаметра корпуса. Флягу используют для переноса жидкостей, пастообразных продуктов, очень редко сыпучие вещества. Она обычно плотно закрывается крышкой. Для изготовления фляг обычно используют металл (алюминий, сталь), а также полимерные материалы.
Канистра — это один из видов транспортной тары, имеющая корпус, подобный прямоугольной форме. Она содержит сливную горловину и крышку с затвором. Изготавливают канистры стальные, алюминиевые, полимерные и т.д. Применяют канистры для упаковки и переноса различных жидкостей (бензин, керосин, соляра и т.д.). Корпус у стальной канистры имеет две штампованные половины, содержит специальные ручки, горловину для удобного слива, а также крышку с прижимом и прокладкой и рычаг с прижимными рожками.
Еще один популярный вид транспортной тары – это баллон. Он содержит корпус, который выполнен в каплеобразной, шарообразной или цилиндрической форме, имеющий сферическое или вогнутое дно и узкую горловину. Вместимостью баллона от 0,4 до 1000 дм3.
Баллон – это изобарическая тара, для изготовления которой используют обычно сталь. Баллоны необходимы для транспортировки и хранения различных сжиженных и газообразных продуктов. У баллонов цветовая окраска и маркировка строго взаимосвязана с упаковываемой продукцией.
У металлического баллона четко выражен корпус или обечайка, состоящая из днища и подкладного кольца (так называемый «опорный башмак»), а также включающая в себя горловину, воротник, вентиль (клапан) и колпак. Стеклянный баллон носит название бутыль. В качестве транспортной тары используют и подвиды баллонов, к которым относятся бак и цистерна.
Бак представляет собой крупногабаритную транспортную тару с загрузочным отверстием (люк) и сливным отверстием или отверстиями.
Цистерна — это крупногабаритный бак, содержащий круглое или овальное поперечное сечение.
Мешок – это мягкая транспортная тара, вместимость которой составляет более 20 дм3. Она состоит из корпуса, который выполнен в форме рукава, дна и открытого или закрытого верха с клапаном. Мешки бывают цельнотянутыми – те, которые выполнены из полимерных материалов; шовными (сварными, склеенными, сшитыми); тканные, то есть изготовленные методом ткачества; плетеными, то есть изготовленные путем вязания и комбинированными.
Для производства мешков используют полимеры, однослойную и многослойную бумагу, ткани или различные комбинации этих материалов.
Бумажные мешки, не содержащие складок, выполненные в форме рукава или мешки со складками (фальцами) тоже очень популярны. По конструкции и технологии изготовления мешки бывают шитыми клапанными, клееными клапанными и открытыми клееными.
Для того, чтобы мешки можно было штабелировать, используемая бумага обрабатывается специальными составами. Они необходимы для того, чтобы они не скользили. Также используют для верхнего слоя микрокрепированную крафт-бумагу, которая позволяет увеличить коэффициент трения поверхности.
Операция крепирования и микрокрепирования – это особый вид отделки бумаги, позволяющие изменить структуру бумаги, а также наделить её поверхность специальными складками, которые заметны при крепировании и практически незаметны при микрокрепировании. У бумаги при этом становится повышенное удлинение при растяжении. Другими словами она приобретает возможность растягиваться под нагрузкой, при этом не разрываясь.
Бумажные мешки используют в основном для транспортировки и хранения продуктов строительной и пищевой области, а также применяют для упаковки химических изделий.
Мешки из полимерных материалов бывают клееными клапанными, открытыми со складками, цельнотянутыми и открытыми. Изготавливают такие мешки из полиэтилена и полипропилена.
Тканые мешки изготавливают из льняной, шерстяной, хлопчатобумажной или полипропиленовой нити. Тканные мешки выполненные в виде рукавов, разрезают и сшивают. Бывают они и цельноткаными, которые изначально имеют дно прямоугольной формы.
В последнее время широко применяют тканые мешки, которые выполнены из полипропиленовой нити. Преимуществом таких мешков является их герметичность. Они не пропускают влагу, свет, могут выдерживать воздействие кислот, щелочей, нормально реагируют на перепады температуры, а также имеют высокую механическую прочность и возможность переработки. Полипропиленовые мешки не нуждаются в поддоне, их легко складировать вне помещения.
Специфическая разновидность мешка – бурдюк. Бурдюк представляет собой кожаный мешок, изготовленные из цельной шкуры животного.
Транспортные пакеты
Транспортный пакет – это укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких штучных грузов либо в таре, либо без нее, используя при этом разнообразные средства и способы пакетирования. Транспортный пакет помогает сохранить форму товара в процессе обращения, а также позволяет обеспечить комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Транспортные пакеты служат для упаковки грузов, которые расположены в транспортной или потребительской упаковке. В них могут также помещать штучные грузы, которые не содержат упаковку, но которые могут в них складываться в соответствии со своими физико-механическими свойствами. Способ и средство пакетирования выбирают в связи с технико-экономическими расчетами.
При выборе технических средства пакетирования различных грузов обязательно учитывают физико-механические и химические свойства этого груза, его форму и массу, а также то, насколько он подвержен повреждениями. Важно также учитывать габаритные размеры груза, его огнеопасность и взрывоопасность, а также предусматривать строительные характеристики склада и площадки для погрузочно-разгрузочных работ, условия транспортирования.
Технические средства перевозок с использованием транспортных пакетов должны:
- обеспечить сокращение рабочих затрат при выполнении транспортных, погрузочно-разгрузочных, а также складских работ;
- совершенствовать технологические процессы перемещения грузов;
- обеспечить возможность автоматического управления процессом транспортировки продукции на складе;
- обеспечить оптимальное сочетание процесса автоматизации и механизации на различных этапах транспортирования продукции;
- сохранить целостность укрупненной грузовой единицы (пакета) при транспортировании;
- позволить применить максимальную грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;
- позволить исключить тяжелый физический труд сотрудников;
- обезопасить условия труда и движения используемого транспорта.
Учитывая характеристику груза и средства пакетирования, выделяют параметры пакетов. При этом учитывают объем кузова транспорта, дверные размеры и размеры загрузочных люков, а также параметры подъемно-транспортных механизмов и условий хранения продукции на складе.
Масса пакета в случае перевозки пакетов грузов в закрытом кузове и универсальном контейнере не должна превышать одну тонну. Для формирования пакетов учитывают род груза, учитывают вид тары, а также то, какие будут условия транспортировки и хранения у товара. Это средства пакетирования. Они бывают специализированными или универсальными, многооборотными или одноразовыми, несущими, воспринимающими различные грузовые нагрузки, скрепляющими, предназначенными только для скрепления необходимого груза в пакете, а также жесткими, состоящими из жестких элементов и не изменяющими свою форму и размеры при обращении, полужесткими, состоящими из жестких и гибких элементов, гибкими, состоящими из эластичных, гибких элементов, неразборными, разборными и складными.
К главным средствами пакетирования относится поддон, который представляет собой площадку для укладки груза (может быть с надстройками или без). Он приспособлен для механизированного перемещения вилочным захватом.
Различают поддоны следующих видов:
- однонастильные и двухнастильные;
- двухзаходные и четырех заходные;
- поддоны плоские, стоечные;
- поддоны ящичные, или паллеты;
- пакетирующая кассета, представляющая собой несущее специализированное многооборотное средство пакетирования штучных грузов, состоящее из рам или из обоймы;
- пакетирующий строп, представляющий собой многооборотное средство, состоящее из жестких и/или гибких элементов с замком;
- пакетирующая сетка, представляющая собой многооборотное средство, которое служит для закрепления пакета на поддоне или без него;
- пакетирующая обвязка (стяжка), представляющая собой средство пакетирования, которое имеет полужесткую или гибкую конструкцию; применяют в её
- качестве металлическую или полипропиленовую лента, проволоку или канат;
- пакетирующая пленка (термоусадочная пленка) или оболочка, которая представляет собой одноразовое скрепляющее средство. Она довольно плотно облегает транспортный пакет.
Обычно вместо поддона подкладывается подкладная рамка (подкладной лист). Для того, чтобы обозначить основной материал, из которого изготавливается поддон, применяют различные буквенные индексы. Если используется в качестве материала дерево, то на поддон ставится буква Д, если сталь – то буква С, а в случае использования легких сплавов маркируют поддон буквой Л, в случае применения синтетических материалов используют СН.
В соответствии со стандартом существуют поддоны плоские, поддоны ящичные, которые могут содержать крышку или нет, поддоны с тремя или четырьмя стенками, вертикальными, закрепленными, съемными или складным, а также стоечные поддоны со съемными или несъемными стойками или обвязкой.
Двухнастильный, четырехзаходный поддон, размеры которого равны 800 х 1200 мм, является одним из самых популярных видов поддона.
Для штучных, а также тарно-упаковочных грузов без упаковки или в первичной упаковки применяют ящичные поддоны. Они позволяют защитить такую продукцию от воздействия внешний среды.
Для грузов, у которых форма неправильная или имеет сложную конфигурацию, а также для грузов, которые подвержены деформации при перемещении в облегченной таре или упакованные в первичную упаковку, применяют стоечные поддоны.
Для того, чтобы сформировать пакет, необходим товар, имеющий однотипный размеру и вид. Тара при этом должна быть унифицированной. В нормативно-правовом документе ГОСТ 24697—81О установлены основные параметры пакета тарно-штучных грузов, которые унифицированы по размерам в плане на базе модуля 600 х 400 мм и предназначены для транспортировки транспортом всех видов.
Груз, расположенный на плоском поддоне, выкладывают по высоте в несколько рядов, то сеть формируют пакет. Ряды могут выкладывать, перевязывая груз веревкой или нет. В случае, если груз перевязывают, то во всех рядах можно заметить одинаковое расположение мест груза, а если груз не перевязывается, в случае отдельные места по отношению друг к другу смещаются в горизонтальных и в вертикальных рядах. Применяют также укладку с наклоном. Длинномерные грузы раскладывают, используя блок-пакеты.
Блок-пакет – это укрупненная грузовая единица, состоящая из пакетов с длинномерными грузами. Они скрепляются с помощью различных обвязочных средств.
Размеры блок-пакета равны обычно 2300*2400 мм., Крупноразмерые контейнеры имеют размер 2200 мм.* 2000 мм. У блок-пакетов размер номинальной массы брутто равен десяти тоннам.
Пакетирование различных грузов производят механизированным полуавтоматическим способом, а также автоматическим и ручным способом. Сформированные из ценных грузов пакеты (тарно-упаковочные, цветные металлы, штучный товар без упаковки и т.д.) должны иметь специальные средствами крепления, а также содержать контрольные пломбы отправительскими знаками.
Пакетные перевозки на бумажных поддонах или без них – это один из довольно перспективных способов перевозки. Иногда, когда перевозки в пакетах идут без бумажных поддонов, пакет формируют так, чтобы в нижнем и среднем ряду оставались каналы для ввода вил погрузчика, или же применяют несущую обвязку и используют верхний захват. За счет перевозки пакетных грузов в пакетах на поддонах повышается производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах. Это также позволяет снизить простой подвижного состава и также существенно сократить экспедиционные затраты. Стоимость, обслуживание поддонов и их ремонт ниже тех же самых затрат, которые выходят в случае с применения контейнеров, но тут возникают другие расходы, связанные с пакетированием грузов и приобретением пакетирующих устройств.
Кипа – это транспортная упаковочная единица, выполненная в форме параллелепипеда, обтянутая упаковочным полотном и обвязана сверху проволокой, веревкой или лентой, края затем плотно сшивают.
Контейнеры
Контейнер (в пер. с англ. contain — вмещать) – это стандартная емкость, служащая для того, чтобы совершать бестарные перевозки грузов на транспорте разных видов.
Контейнер – это единица транспортного оборудования, которая может применяться много раз для перевозки и для временного хранения грузов. Контейнер может представлять собой также съемный кузов различных транспортных средств (автомобиль, вагоны поездов, суда, самолеты). Он способен механизировать погрузку, выгрузку и перегрузку товара с одного вида транспорта на другой. У контейнеров размеры и емкость должны полностью соответствовать транспортному средству: его грузоподъемности и габаритам.
Грузовые контейнеры позволяют временно хранить и перевозить различные грузы, не останавливаясь на промежуточные перезагрузки, механизировать процесс загрузки-выгрузки товара, а также позволяют осуществлять транспортировку в максимальных объемах.
Грузовые контейнеры делятся по массе брутто (Т6р) на три класса:
- малотоннажные (Tgp S 2,5 т) грузовые контейнеры;
- среднетоннажные (2,5 < Тбр < 10 т) грузовые контейнеры;
- крупнотоннажные (Тдр > Ют) грузовые контейнеры.
Грузоподъемность грузового контейнера (Тгп) обычно зависит от того, какая у него своя собственная масса (Тк).
В конструкцию контейнера входит основание (несущая рамная конструкция с вилочными проемами), пол, торцовые и боковые стенки, крыша, торцевая или боковая дверь, люк, угловые фитинги, а также рамный узел, который требуется для крепления и подъема.
Контейнеры можно разделить по самым различным признакам.
По назначению или же в зависимости от сферы применения контейнеры бывают универсальными, специализированными и специальными.
Универсальные контейнеры применяют для того, чтобы осуществлять перевозку самых разных грузов в разнообразной упаковке. В универсальные контейнеры загружаются штучные или сыпучие грузы, которые имеют очень широкую номенклатуру. Контейнеры такого вида позволяют перевозить грузы практически в любую погоду.
Специализированные контейнеры применяют для транспортировки штучного груза, сыпучих или жидких продуктов, например, стройматериалы, различные продукты питания, химические вещества и другие грузы. Помещают в специализированные контейнеры определенный вид груза или грузы ограниченной номенклатуры. У контейнеров такого типа существует обычно ряд технологических особенностей. В качестве примера можно привести принудительную вентиляцию груза, холодильную установку или, например, теплоизоляционное покрытие стен. К группе специализированных контейнеров относятся контейнеры-цистерны, используемые для перевозки различных сыпучих, жидких или газообразных грузов.
Специальные контейнеры необходимы для перевозки строго определенного груза, который может транспортироваться только при особых условиях.
В зависимости от количества грузовых единиц контейнеры различают индивидуальные и групповые.
Для особых грузов применяются специализированные контейнеры, имеющие индивидуальное назначение. Специализированные контейнеры применяют для однородных грузов, как по условиям перевозки, так и по условиям погрузки и выгрузки. Такие контейнеры носят название групповые. Важно, чтобы конструкция таких контейнеров обеспечивала погрузку и выгрузку вилочными погрузчиками, специальными кранами или другими подъемными механизмами, а также защищала грузы от всевозможных потерь и повреждений при их транспортировке.
Применяют специализированные контейнеры для перевозки металлургических изделий, стройматериалов, химических веществ и различных других. За счет специализации конструкции расширяется и сфера их применения. Необходимо это делать для того, чтобы сократить вызываемые боем, утечкой или расплавом потери во время перегрузочных, транспортных, складских и других операций. Потери продукции при традиционном способе перевозки составляют примерно 5—10 % от объема производства.
Групповые специализированные контейнеры можно разделить на следующие типы:
- СК-1 — это групповые специализированные контейнеры, необходимые для перевозки различных сыпучих не слеживающихся грузов (порошок или гранулы);
- СК-2 — это групповые специализированные контейнеры, предназначенные для сыпучих и кусковых грузов, которые имеют повышенную влажность и которые могут потерять свои свойства при неправильном хранении;
- СК-3 — это групповые специализированные контейнеры, необходимые для того, чтобы индустриализовать штучные грузы, которые имеют правильную форму и нуждаются в защите от механических повреждений и от попадания на них влаги;
- СК-4 — это групповые специализированные контейнеры, предназначенные для наливного низковязкого груза, который не нуждается в специальном устройстве для подогрева перед наливом и сливом;
- СК-5 — это рефрижераторные групповые специализированные контейнеры, предназначенные для скоропортящихся грузов;
- СК-6 — это групповые специализированные контейнеры, используемые для наливного высоковязкого груза, который в горячем состоянии наливают в контейнер и он в последствие становятся твердыми даже при температуре в ноль градусов.
Специализированные групповые контейнеры позволяют:
- Осуществлять механическую загрузку и выгрузку материалов;
- Выполнять механическим путем различные погрузочно-разгрузочные операции;
- В несколько рядов штабелировать контейнеры;
- Устойчиво размещаться грузу на подвижном составе и использовать грузоподъемность по максимуму;
- Не позволять влаги попадать внутрь грузов, подверженным атмосферному воздействию;
- Размораживать грузы в случае необходимости;
- Отделять днища-поддона, при этом сохраняя устойчивость пакетированного груза, защищать огнеупорные изделия и стекло при транспортировке и перегрузке.
Специализированные контейнеры по своей конструкции бывают жесткими, мягкими и комбинированными.
Жесткие специализированные контейнеры могут быть деревометаллическими и цельнометаллическими. Жесткие цельнометаллические специализированные контейнеры изготавливают обычно из стали. Однако в некоторых случаях их производят из алюминия и его сплавов, применяют и пластмассу. Это происходит в виду того, что это экономически более выгодный вариант, в связи с тем, что такой контейнер позволяет исключить коррозию и необходимость регулярного окрашивания тары.
К главным преимуществам мягких контейнеров (биг-пак), которые представляют собой вид огромных мешков прямоугольной формы с горловиной, служащий для загрузки, и с клапаном, необходимым для разгрузки, которые рассчитаны на одну, две, три тонны, являются:
- Компактность этого вида тары;
- Гораздо меньший объем при не использовании;
- Незначительный коэффициент тары, если сравнивать со стальным и алюминиевым контейнером;
- Простота конструкции.
Номинальная масса брутто контейнеров этого вида – это один из основных параметров, учитывая которые можно достичь наиболее максимальное использование грузоподъемности и вместимость подвижных составов транспортных средств, а также обеспечить возможность применять их на железнодорожных станциях и в условиях промышленных предприятий с помощью кранов и различных погрузчиков.
В зависимости от конструктивных особенностей различают:
- Открытые контейнеры, у которых отсутствует крышка или одна из стенок;
- Закрытые контейнеры, которые со всех сторон имеют ограждения и содержат плотно закрытые люки и двери (съемная или раскрывающаяся крыша/стенка);
- Разборные контейнеры, конструкция которых позволяет разбирать их на составные части для удобства транспортирования и хранения;
- Складные контейнеры, конструкция которых позволяет менять габаритные размеры этих контейнеров путем процедуры складывания;
- Изотермические контейнеры (теплоизолированные или рефрижераторные);
- Контейнеры-цистерны;
- Мягкие контейнеры.
Контейнеры имеют различную емкость или грузоподъемность. К главным требованиями, предъявляемым ко всем видам контейнерам, относится возможность надежно сохранить перевозимый груз и максимальное использование грузоподъемности транспортных средств.
Контейнерные перевозки – это современный и наиболее выгодный с экономической точки зрения способ транспортировки различных грузов на дальние расстояния. Их применяют и при внутренних сообщениях, и при международных сообщениях. Перевозят грузы с помощью контейнеров различными видами сухопутного транспорта, например, железнодорожного и автомобильного, применяют водный (суда) и воздушный транспорт (самолеты). Перевозят в грузовых контейнерах абсолютно любой груз, который был допущен к перевозке соответствующими правилами. С помощью контейнерных перевозок можно существенно сокращать транспортные издержки и ускорить срок доставки перевозимого груза.
Контейнеризация представляет собой довольно важное направление, позволяющее повысить эффективность разгрузочно-погрузочных работ, а также работ транспортных и складских. Контейнеризация позволяет довольно существенно увеличить производительность труда, при этом исключить использование ручного труда при перегрузочных операциях, а также уменьшить себестоимость транспортно-складских работ, повыв при этом сохранность перевозимых продуктов и сократить финансовые расходы на тару.
Для того, чтобы осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами, прибегают к применению обычного подъемно-транспортного оборудования, а также используют специализированное оборудование. Для перегрузки контейнеров крупнотоннажных и среднетоннажных применяются козловые краны бесконсольного или консольного исполнения, а для совершения операций с малотоннажными контейнерами используют мостовые краны. Специальными средствами механизации контейнерных работ считаются контейнерные автопогрузчики, имеющие фронтальное и боковое расположение вил, с грузоподъемностью в 20 тонн.