Оценка печати оттисков

Технический персонал полиграфического предприятия контролирует весь процесс изготовления, тогда как заказчик в большинстве случаев получает уже отпечатанную продукцию либо приходит в типографию на приладку перед печатью тиража, чтобы подписать контрольный (пробный) оттиск, на который будет ориентироваться печатник при исполнении заказа.


Оттисками называют изображения на запечатываемом материале, полученные полиграфическими способами печати с использованием печатной краски. В первую очередь определим, по каким параметрам и как оценивается качество оттисков, а затем приступим непосредственно к шкалам контроля печатного процесса.

Полиграфическое репродуцирование

Полиграфическое репродуцирование с применением печатных оттисков имеет регламентированные режимы, а также последовательность технологических действий, которые проводят, применяя технические материалы и средства, нужные для производства печатных изделий. С технологическим процессом производства неразрывно связаны контрольные процессы:

  • контроль соответствия печатных материалов и печатных форм всем требованиям печатного процесса и оборудования;
  • оценка качества печатных изделий на каждом этапе их производства;
  • регуляция печатного процесса в зависимости от того, какими характеристиками обладают используемые печатные формы, бумаги и краски;

Необходимыми условиями для получения высококачественных печатных продуктов является согласование режимов, материалов и процессов, а также оценка результата. Конечно, безусловно, всем исполнителям нужно иметь необходимые профессиональные знания, поскольку они должны уметь грамотно проводить все технологические процессы и оценивать производимую продукцию.

Точность воспроизведения оригинала на печатном оттиске

Персонал полиграфического предприятия ведет контроль над всем процессом производства издания. В том время как заказчик в основном получает уже готовые отпечатанные печатные изделия или же приходят на приладку перед тем, как пустить на тираж на печать, чтобы подписать контрольный (пробный) оттиск, на который будет ориентироваться типография при исполнении заказа.

Оттиск – это изображение на запечатываемом материале, которые получены полиграфическими способами печати с помощью печатной краски. Необходимо в первую очередь определить, как и по каким параметрам оценивают качество оттисков, а потом можно приступить непосредственно к шкале контроля печатного процесса.

Точность воспроизведения цвета на печатном оттиске

Для цветных изображений советский ученый Н. Д. Нюберг (в главе 8 книги А. Клейна «Цветная кинематография», Госкиноиздат, 1939 г., с. 287 – 295) предложил использовать три уровня точности воспроизведения цвета на печатном оттиске: физический, физиологический и психологический. Физическая точность воспроизведения цвета на оттиске не может быть реализована в полиграфии, так как спектральные характеристики печатных красок существенно отличаются от спектральных характеристик красителей оригиналов, что уже было отмечено ранее.

Физиологическая точность воспроизведения цвета на оттиске, или, согласно более поздней терминологии, колориметрическая точность, означает, что цвета, созданные красителями с разными спектральными характеристиками, визуально будут восприниматься одинаково (метамерия цветов) при одинаковой спектральной характеристике освещения. При изменении спектра освещения цвета становятся визуально различимыми. Физиологическая точность возможна только при условии, что цветовой охват изображения оригинала не выходит за пределы цветового охвата применяемых при печатании оттиска красок и бумаги. В противном случае, т. е. при частичном перекрывании, физиологическая точность невозможна. И тогда воспроизведение цвета на оттиске можно оценивать только в рамках психологической точности.

Рассмотрим понятие психологической точности воспроизведения цвета на оттиске на конкретных примерах. Допустим, перед нашими глазами цветное изображение, напечатанное на белой бумаге офсетным способом. На нем есть большие незапечатанные участки бумаги и участки, запечатанные насыщенными красками, — красные помидоры, зеленая трава, голубое небо. Это изображение можно рассматривать в самых разных условиях: при солнечном дневном освещении, вечером при лампах накаливания, при свечах или под Луной. Известно, что солнечный дневной свет — белый, свет лампы накаливания — желтый, свечей — оранжевый. Однако при всех видах освещения мы видим поля бумаги — белыми, помидоры — красными, траву — зеленой, небо — голубым (свои коррективы в соответствии с жизненным опытом вносит мозг), хотя на самом деле по спектру это не так. Только при лунном свете изображение будет намного контрастнее и с металлическим оттенком. Человек — дневное существо, и особенности нашего ночного зрения таковы, что ночью для человека все кошки черные, а помидоры – спелые.

Спектральные характеристики цвета оригинала и оттиска могут быть разными. Даже если некоторые оттенки цвета на оттиске отсутствуют, мозг все равно внесет соответствующие изменения в восприятие при условии, что соотношения (цветовой контраст) между отдельными оттенками цвета сохранены. Многие даже не подозревают, что не различают цветовой контраст между некоторыми оттенками цвета. Среди нас живет около 6 % дальтоников, и изображения для них являются такими же цветными, как и для всех остальных.

Вероятнее всего, белый свет мы должны рассматривать как общее освещение оттиска, цветное изображение – как наличие визуально различимого контраста между деталями изображения, а восприятие цвета — как работа глаза и мозга. Глаз и мозг на базе практического опыта и памяти корректируют цвет с учетом общего освещения. Поэтому в полиграфии при оценке цветных изображений на оттиске критерии «памятные цвета» и «баланс по серому» являются определяющими. И если вернуться к оценке изображения на оттиске, то следует заметить, что психологической точности воспроизведения обычно бывает вполне достаточно. Необходимо также учесть, что очень редко оттиск и оригинал рассматривают вместе и сравнивают. Такое сравнение, как правило, происходит на бессознательном уровне.

Поэтому самые большие сложности возникают с памятными цветами — цветом неба, травы, овощей, фруктов и особенно телесными. Для этих цветов любой посторонний оттенок сразу заметен и психологически неприемлем: очень неприятно, когда лицо на оттиске имеет синий или явно выраженный розовый или зеленый оттенок.

Итак, подведем черту. В полиграфии психологическая точность воспроизведения цвета на оттиске является определяющей при его визуальной оценке, как при наличии, так и при отсутствии оригинала. Следовательно, психологически точное воспроизведение можно считать необходимым и достаточным требованием, предъявляемым к качеству печатной продукции. Правда одна: визуальное восприятие изображения иллюстрации на оттиске является высшей формой оценки преобразования и коррекции изображения, а также синтеза его цвета на полиграфическом оттиске.

Следовательно, основным критерием оценки качества цветного изображения на оттиске необходимо считать поведение и реакцию потребителя печатной продукции. Если при рассматривании оттиска у потребителя не возникает желание критиковать изображение или давать рекомендации по коррекции, то можно считать, что оттиск качественный. Никакие ОСТы и ГОСТы, а тем более любые цифровые параметры не воздействуют на потребителя печатной продукции и не могут его заставить изменить свое мнение, если изображение на оттиске у него вызывает отрицательные эмоции и желание что-то изменить. Согласно подходу системы качества, качество – это совокупность характеристик объекта или услуги, имеющая отношение к способности удовлетворить установленные или предполагаемые требования потребителя.

И в завершение наших рассуждений выделим основную задачу, которую решают полиграфические технологии: высококачественная печать цветных изображений с максимальным приближением воспроизведения цвета к оригиналу в соответствии с требованиями заказчика и психологией восприятия потребителя.

Оценки и методы

Любая оценка и выбор определенного элемента основываются на методе сопоставления путем сравнения. Любое искание, которое связано с действием, состоит в простом или тяжелом выборе. Мы действуем только лишь потому, что придерживаемся какой-либо определенной цели в базе возникших желаний изменить что-либо. Мы также ищем что-то только потому, что чувствуем его отсутствие. По сути, вся наша деятельность направлена методом от противного. Все наши мотивы и процессы, которые вызваны действиями на базе этих мотивов, явно не проявляются как сущности, а остаются незамеченными внешне. Мы воспринимаем не сами явления, а их следы и их последствия.