Понятие тары и упаковки, а также их классификация

Сегодня на потребителей обрушивается широкая коммуникативная ноша – производители продвигают свои товары, причем часто практически одинаковые. Каждое сообщение тщательно разрабатывается, стараются его надежно зафиксировать в голове потребителей. Обычно продвигают имя товара, торговую марку, визуальный образ товара, разъясняют и фиксируют у потребителя основные преимущества этого товара перед другими подобными продуктами.


Потребитель получает рекламные сообщения, но пока не покупает товар. Даже, несмотря на то, что потребитель не приобрел товар, этот процесс очень влияет на дальнейшее поведение потребителя, то есть работает с перспективой. Нельзя также забывать при этом, что конкуренты также обрушивают информационный поток на потребителя, и они могут изменить предпочтения потребителя до момента совершения покупки. Пока потенциальный покупатель дойдет до полки магазина его предпочтения могут измениться кардинально, в связи с этим важна последняя коммуникация – упаковка.

Тара – это основной элемент (или разновидность) упаковки, который представляет собой изделие, необходимое для размещения товара. Поэтому в случае, если тара самостоятельно может выполнять весь комплекс требований к упаковке, то она может считаться упаковкой. Упаковкой следует считать совокупность тары и вспомогательных упаковочных средств – это различные виды крышек, пробок, этикеток, прокладок, решеток, вкладышей, а также стяжные и липкие ленты, клей, покрытия, скрепки, обертки и другие элементы.

Тара и упаковка классифицируется: по назначению, по своему материалу, по составу, а также по конструкции и по технологии производства.

1. Тара по назначению подразделяется на потребительскую тару, на производственную тару, на транспортную тару и тару специальную или консервирующую. Потребительская тара и упаковка необходима для удобной продажи товара потребителям. Она является частью товара, а также входит в его стоимость. После того, как товар реализован, тара переходит в полную собственность покупателя товара.

2. Потребительская тара делится на индивидуальную тару и групповую. Первая предназначена для того, чтобы упаковывать в нее единицы продукции, а вторая, групповая тара, необходима для упаковывания определенного количества продукции.

3. Упаковка по отношению к упаковываемому продукту делится на внутреннюю упаковку (производственную), внешнюю упаковку и транспортную упаковку. Внутреннюю упаковку используют для размещения товара; они с ним непосредственно контактирует. Внешняя упаковка всячески защищает внутреннюю упаковку. Её удаляют при подготовке к непосредственному использованию упакованного продукта. Внешняя упаковка при этом выполняет различные дополнительные функции (представляет подробную информацию о товаре и т.д.)

Производственную тару и упаковку используют для выполнения внутризаводских — внутрицеховых и межцеховых работ, а также для межзаводских перевозок и для хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовых изделий и отходов. Транспортную тару применяют для перевозки, складирования и хранения различной продукции. Транспортная тара различается по габаритам: на малогабаритную и крупногабаритную тару.

4. По кратности использования транспортная тара бывает разовая и многооборотная, а также специальная.
Специальная упаковка необходима для защиты товара от внешних воздействий, а также от вредных природных воздействий при транспортировании, хранении и в случае длительной консервации продуктов.

5. По материалу тара и упаковка бывает из бумаги, из картона, а также может быть выполнена из пластмассы, металлов (жести), встречается также стеклянная, керамическая и деревянная тара. Материал для упаковки выбирают главным образом, исходя из его физических, химических, а также экологических, биологических и гигиенических свойств, а также в зависимости от его взаимосвязи со свойствами упаковываемой продукции.

6. Упаковка по составу делится в зависимости от вида и типа тары, а также от применяемых вспомогательных упаковочных средств. Вид тары – это классификационная единица, которая определяет тару по форме (прямоугольная, цилиндрическая, конусообразная, плоская и т.д.). Тип тары – это классификационная единица, которая определяет тару по материалу.

7. Тара и упаковка по своей конструкции делится на коробки, бутылки, ящики, банки, фляги, канистры, барабаны, бочки, флаконы, тубы, ампулы, стаканчики, пакеты, пеналы, сумки, мешки и пробирки.

8. Тара по технологии производства классифицируется в первую очередь во взаимосвязи с ее материалом и с конструктивными особенностями. Огромное количество различных материалов и методов переработки этих материалов встречается в результате производства полимерной тары и упаковки. Для полимеров очень важна взаимосвязь общего процесса получения материала и процесса придания этому материалу в дальнейшем нужной формы, то есть сам процесс получение готового изделия.

Для того, чтобы придать полимерному материалу нужные свойства, проводят различные подготовительные процессы материала, которые необходимы для дальнейшей его обработки. Подготовительные процессы –это сушка материла, его смешение, измельчение, процесс гранулирования и пластикации, растворение и раскрой.

Вид формовочного процесса, то есть, когда под воздействием температуры и различных механических усилий полимерный материал переходит в пластическое состояние, что позволяет ему получить форму и размеры, необходимые для тары, зависит от вида заготовки полимера. Пластмассовую тару производят из гранул и порошка с помощью экструзии, литья под давлением, прессования, раздува. В таких случаях тара называется соответственно литьевой, прессованной, экструзионной и выдувной. Методом термоформования, методом сварки и склеивания из листов и пленок получают термоформованную, сварную и склеенную тару. Поливную, напыляемую и вспененную тару получают из растворов и суспензий полимеров путем полива, напыления или вспенивания.

С помощью вспомогательных процессов происходит фиксация состояния, окончательной формы и размеров упаковки, которые были приобретены при формовании. Это процессы охлаждения упаковки в форме, отделения упаковки от формы и удаление из формы, а также удаление излишков полимера и окончательная сборка готовой тары из её отдельных элементов.

С помощью применения различных дополнительных процессов придают изготовленной таре всевозможные специфические свойства или меняют ее размер. Дополнительными процессами являются процессы сварки, склеивания, активации, дестатизаци и металлизации поверхности, а также печать и механическая обработка.