Обратный звонок

Производство тары из гофрокартона

Сейчас, когда торговые рынки практически вытеснили торговые центры и супермаркеты, упаковка имеет важнейшее значение. По сути, любая продукция должна быть упакована, а в супермаркетах, где любой желающий может взять в руки тот или иной товар, упаковка обязательна.

Значительную долю среди упаковочных материалов занимает гофрированный картон или сокращенно – гофрокартон. С ростом спроса соответственно растет и производство этого вида упаковочной тары. Причины такого роста очевидны. Во-перых, это дешевизна самого материала, привлекательный внешний вид упаковки из гофрокартона, её незначительный вес, хорошая прочность, а также удобство доставки такой продукции и простота её сборки. Существует еще одна немаловажная причина – упаковка из гофрированного картона может быть не только транспортной тарой, но и индивидуальной упаковкой для различных изделий (бытовой техники, электроники, продуктов питания и других).

book.mat.15.1.jpg
Рис.1 Коробки и ящики из гофрокартона – популярный вид упаковки

Поскольку перед производителем любого товара всегда встает вопрос о том, как упаковать продукцию, чтобы и упаковка при этом была надежной и цена самой тары была невелика, то упаковочные изделия из гофрированного картона – это наиболее частый выбор производителя. Существуют и другие вопросы: Какую тару выбрать? Производить ли ее самому или же заказывать у специалистов?” “Как обеспечить себя тарой?

Ответы на все эти вопросы каждое предприятие находит самостоятельно и зачастую в качестве упаковки для своей продукции производители выбирают гофроупаковку, как самый оптимальный во всех случаях вариант.

Типы тары из гофрокартона

Из гофрированного картона изготавливают несколько типов тары, однако наиболее распространенный из них – это обычная четырехклапанная коробка, называемая гофроящик, а также некоторые его разновидности. Конструкции гофроящиков стандартны и изготавливаются в соответствии с ГОСТом 9142-90: “Ящики из гофрированного картона”. Помимо чертежа самого кроя четырехклапанного гофроящика, в Приложении 2 к этому ГОСТу приведены конструкции ящиков лоткового, телескопического, оберточного и пенального типов. Если тара, которая описана в указанном стандарте тара не подходит по каким-либо причинам производителю товаров или же ему необходимо изготовить оригинальную коробку, то ему необходимо будет заимствовать дизайн у других или же разрабатывать его самому.

ГОСТ на гофротару

В ГОСТ 9142-90 описаны конструкции типовых ящиков из гофрокартона универсального назначения.

И хотя большая часть конструкций ящиков, приведенных в нем весьма примитивна (см. рис.2,3), тем не менее, для большинства задач эти ящики могут вполне успешно использоваться, особенно в качестве транспортной тары. К их достоинствам можно отнести тот факт, что для производства не требуется высекальная машина, вполне достаточно просекально-рилевочной и не нужно изготавливать штамп.

book.mat.15.2.jpg
Рис.2

book.mat.15.3.jpg
Рис.3 Конструкция гофроящиков

Специфика заказа тары на стороне

Заказать нужную упаковку для своего товара проще и лучше у организации, которая специализируется в этой области. В такой компании предлагают не только купить готовую продукцию, но и заказать индивидуальную разработку упаковки с учетом всех параметров продукта. Заказывая тару и упаковку на стороне, важно обратить внимание на следующие нюансы:

Предлагаемая минимальная партия упаковки у известного производителя будет больше, соответственно, будет больше и стоимость одной упаковки. Есть возможность купить тару и упаковку дешевле, например, в отдаленных областях, но в этом случае придется оплачивать доставку к месту назначения, что также удорожит картонную продукцию;

Цена гофрированной тары у производителя среднего класса будет дешевле в связи с тем, что у него меньше административный аппарат;

У небольших компаний, занимающихся производством тары, есть возможность заказывать небольшое количество картонных изделий, но выше по цене за одну коробку.

Более состоявшиеся производители в скором времени задумываются о налаживании самостоятельного производства тары. Это позволило бы снизить стоимость единицы упаковки, а также производить абсолютно любую тару. К тому же таким образом можно избавиться от зависимости от поставщиков. Подробно ответить на вопросы, а также разобраться с выбором поможет эта статья.

Что для этого нужно?

Конечно же, если производитель товаров решил самостоятельно изготавливать упаковку из картона, то ему необходимо будет обеспечить соблюсти необходимые для этого условия. Это помещение необходимого метража, покупка оборудования и соответственно определенная сумма денежных средств, которая потребуется для всего выше написанного. В зависимости от размеров производственного помещения и финансовых возможностей производителя в первую очередь необходимо будет определиться с материалом, то есть необходимо решить: делать ли его самому или все же закупать у поставщиков. Приобретение и установка гофроагрегата – это очень дорогостоящее мероприятие. Окупится гофроагрегат только лишь через несколько лет при условии работы в три смены и продаже этого картона другим. Таким образом устанавливать это оборудование у себя имеет смысл только лишь в условиях крупных объемов производства (около 800 тыс. м2 картона в месяц). Из отечественных производителей гофроагрегатов можно выделить “Петрозаводскбуммаш” в г. Петрозаводск и “Стройтехника” в г. Ярославль.

book.mat.15.4.jpg
Рис.4 Промышленнай агрегат для изготовления гофрокартона

Если же гофроагрегата нет, то необходимо будет решать вопрос о приобретении кроя для коробок. Готовый крой можно получить у производителей гофрированного картона, но только в том случае, если заказчик приобретет большое количество, например, 5 тыс. м2. При небольшом количестве коробок, скорее всего, придется покупать листы гофрированного картона 1020×2000 мм и самим из них делать крой. Тогда для этого необходимо купить рилевочно-резальные станки, которые режут из листа крой будущей коробки и наносят рилевку, то есть метку будущего сгиба листа. Рилевочно-резальный аппарат придется покупать и в том случае, если установлен собственный гофроагрегат. Из российских изготовителей рилевочно-резальных станков можно назвать “Арнита” (г. Калининград), “Калужский экспериментальный завод” (г. Калуга), “Полиграфмаш” (г. Истринск).

book.mat.15.5.jpg
Рис.5 Просекально-рилевочный аппарат

Получив гофрокрой, обычно появляется необходимость нанести на него рисунок как минимум в один или два цвета. Можно, конечно, и без печати, но, во-первых, запечатанная коробка тогда не будет выглядеть столь привлекательно, и не будет содержать данные о производителе продукции, а во-вторых, не будет сведений для учета товара на складе, так как современные способы перевозки и складского учета требуют наличия определенных изображений на коробках.

Запечатать гофрокартон можно трафаретным или флексографским методом. Трафаретный способ из-за того, что необходимо просушивать отпечатанную продукцию является малопроизводительным и годен лишь для тиражей малых размеров. Флексографский способ не имеет этого недостатка и более выгоден для печати на гофрированном картоне. Среди производителей оборудования для флексографской печати на гофрированном картоне можно выделить “Арнита”, “Веста” (г. Химки МО), “Калужский экспериментальный завод” (г. Калуга), “Флексопак” (г. Моска), “Полиграфмаш” (г. Рыбинск) и другие. Выбор производителей большой, рекомендуется делать его, учитывая желаемую производительность, нужное поле печати и, безусловно, цену. Молодым производителям упаковочной тары выбрать оборудование для печати не так-то просто, поэтому советуем прислушаться к некоторым рекомендациям.

Будущему производителю упаковочной тары необходимо знать, что печать – это самое узкое место на производстве. Следует учитывать также, что не на все коробки потребуется наносить печать, поэтому покупать печатный аппарат не всегда целесообразно. Помимо этого, следует учитывать, что при объемах производства небольшого размера выгоднее приобрести печатное оборудование невысокой производительности, поскольку стоимость оборудования, как правило, прямопропорциональна его производительности.

В случае собственного производства гофрированного картона нужно приобретать листовую печатную машину, а не машину для печати на готовых гофроящиках. Такое оборудование предназначено только в том случае, если покупают уже готовую гофротару на стороне у других. При печати определенный процент упаковки из картона уйдет в брак, в первую очередь при её подготовке к печати и настройке оборудования. В связи с этим возникает вопрос: зачем производителю гофрированного картона делать готовый ящик, чтобы потом его выбросить?

book.mat.15.6.jpg
Рис.6

book.mat.15.7.jpg
Рис.7
Флексографские печатные машины

Итак, мы получили гофрированный картон и, в случае необходимости, запечатали его. В дальнейшем необходимо изготовить заготовки. Если необходимы только четырехклапанные гофроящики, то достаточно приобрести только рилевочные машины. Их производят такие предприятия, как “Калужский экспериментальный завод” (г. Калуга), “Петрозаводскбуммаш” (г. Петрозаводск), “Полиграфмаш” (г. Рыбинск), “Полиграфмаш” (г. Шадринск). При выборе станка необходимо руководствоваться такими критериями, как производительность аппарата, размеры заготовок и стоимость станка.

Если кроме четырехклапанных гофроящиков необходимо получать картонную упаковку других типов, например, гофролотки, поддоны, а также коробки довольно сложной конструкции, то в этом случае потребуется купить высекальное оборудование. Всего существует два типа этого оборудования: плосковысекальное оборудование и ротационно-высекальное оборудование. Плосковысекальное оборудование выпускают такие предприятия, как “Арнита”, “Флексопак”, “Калужский экспериментальный завод”, “Карат” (г. Черняховск, Калининградская область) и т.д. Ротационно-высекальное оборудование производят “Веста”и “Флексопак”. При выборе высекального оборудования следует ориентироваться на производительность станка и на его стоимость. При небольших объемах, например, в 5-10 тыс. штук, можно вполне обойтись плосковысекальным оборудованием. На нем можно делать четырехклапанные гофроящики, поддоны, лотки и коробки сложных конструкций. Очень важно в этом случае учитывать то, что маленькие партии гофротары должны систематически повторяться, тогда штампы для каждого вида тары гораздо быстрее окупятся, а сама гофроупаковка будет дешевле. С большими объемами, например, от 100 тыс. штук, плосковысекальное оборудование не справится по срокам. Заказчик обычно просит изготовить упаковку из картона за 5-10 дней, поэтому если ему предложить подождать около месяца, то он просто напросто уйдет к конкурентам. Таким образом, если планируется изготавливать тару в больших объемах, то необходимо приобрести ротационно-высекальное оборудование. Изготавливаемая на нем гофроупаковка будет дешевле, поскольку стоимость самого штампа раскладывается на целый объем партии, а время изготовления её по сравнению с плосковысекальным оборудованием уменьшается примерно в 10 раз. В том случае, если же из общего объема тары значительную часть (приблизительно около 30-50%) будут занимать простые четырехклапанные коробки, то целесообразно купить просекально-рилевочное оборудование вместе с высекальным аппаратом.

Раздельное оборудование позволит поднять объем выпуска тары из картона, так как одновременно можно будет производить четырехклапанную гофротару на просекально- рилевочном оборудовании, а упаковку сложной конфигурации можно делать на высекальном аппарате. Разделение оборудования принесет также экономию, поскольку себестоимость четырехклапанной коробки, выполненной на просекально-рилевочном оборудовании, может быть намного меньше, чем на высекальном.

Если производство гофротары планируется только для собственных нужд, то выбирая оборудование нужно учитывать, какой тип коробок предполагается изготавливать, и какова требуемая производительность.

book.mat.15.8.jpg
Рис.8 Полуфабрикаты коробок

За границей выпускается такое оборудование, в котором совмещаются секции печати с рилевочно-просекальной и/или высекальной секцией. Его стоимость в десятки раз превышает стоимость отечественного оборудования. Приобретать его имеет смысл только лишь крупным изготовителям гофротары (около 2 млн. коробок в месяц). Для средних же (около 500-800 тыс. гофроящиков) и мелких (около 100 тыс. гофрокоробов) производителей упаковки это оборудование просто нерентабельно. К тому же, не для всякой упаковки целесообразно использовать такое оборудование. Согласитесь, неэффективно просто пропускать гофрокартон через печатные секции, если его не нужно запечатывать.

book.mat.15.9.jpg
Рис.9 Сшивание коробок проволочными скобами

Завершающие процессы производства гофротары – это склеивание или сшивка (в случае необходимости) просеченных или высеченных заготовок, а также обвязка их в пачки. Склеиванию или сшитию (иногда заказчик требует и то, и другое одновременно) предшествует складывание упаковки, или фальцовка. Отечественного фальцевально- склеивающего и фальцевально-швейного оборудования сейчас нет. Этот вывод сделан по данным каталога “Упаковочные машины и оборудование. Производители России. 1999-2000 год”, составленного ассоциацией “Союзупак”. Существуют отечественные склеивающие и обвязочные машины: “Арнита”, “Зарайский офсет” (г. Зарайск), “Калужский экспериментальный завод” (г. Калуга), “Полиграфмаш” (г. Шадринск), “Сентябрь” (г. Орел) и т.д. Рекомендовать оборудование некоторых российских компаний не стоит. Причины самые разнообразные. К ним можно отнести некачественное производство, отсутствие должной производственной базы, а также сложность наладки аппарата (обвязочные станки), слишком много ручной работы (склеивающие устройства) и так далее. Однозначно можно сказать только то, что наши российские производители очень сильно отстают от зарубежных.

book.mat.15.10.jpg
Рис. 10 Обвязка заготовок в пачки

Вопрос рентабельности

Перед тем, как принять решение о начале самостоятельного производства гофротары всегда предшествует вопрос о том, насколько это будет рентабельно и во сколько обойдется себестоимости конечного продукта. Именно поэтому вопрос, который так часто спрашивают упаковщики продукции о том, выгодно ли будет организовывать производство гофротары для себя, понятен. Ведь ни один предприниматель не будет работать себе в убыток. Как производитель гофротары могу ответить, что это выгодно, но на вопрос о том, сколько будет стоить упаковка, однозначного ответа нет. В этом случае требуется точный расчет. Чтобы получить этот ответ, необходимо подсчитать, сколько необходимо картона на тару, какова цена оборудования, сколько коробок можно делать в месяц, сколько заплатить рабочим, каковы общезаводские расходы и так далее.