Специфические требования к упаковке

Упаковочные материалы, предназначенные для создания упаковки для пищевой, косметической и фармацевтической продукции должны соответствовать определенным нормам и правилам. Это связано с тем, что к упаковке, предназначенной для контакта с этой продукцией, предъявляют жесткие требования.


Для таких товаров при выборе упаковочного материала в первую очередь важно обеспечить нужные санитарно-гигиенические характеристики. Обязательным условием для применения упаковочного материала, необходимого для продукции такого типа – это наличие гигиенического сертификата, который бы подтверждал физиологическую безвредность упаковки для использования её человеком. Раньше основанием для применения используемого материала было разрешение от Министерства здравоохранения.

Санитарно-гигиенические требования, которые в этом случае предъявляют:
1) в составе упаковочного материала не должно быть каких бы то ни было высокотоксичных веществ, которые бы обладали кумулятивными свойствами и специфически воздействовали на организм (канцерогены, мутагены, аллергены и др.)
2) важно, чтобы упаковочный материал не менял органолептические и физиологические свойства упакованной продукции, а также не выделял каких-то вредные вещества в тех количествах, которые превышают допустимое количество с гигиенической точки зрения.
Органы здравоохранения регламентируют определенные предельно допустимые данные суммарной (интегральной) миграции в модельные среды (50-60 мг/кг продукта), а также ими разработаны нормативы миграции некоторых токсичных соединений (тяжелые металлы, органические растворители, мономеры и другие компоненты упаковочных материалов, красители и т.д).

Комплекс гигиенической оценки материалов, предназначенных для упаковки, включает органолептические, санитарно-химические и токсикологические исследования. Оценку органолептическую (на запах, на привкус) проводят с помощью комиссии на закрытой дегустации, где идет оценка по трехбалльной системе (от 0 до 3): 0 – лучшая оценка; 1 – допустимая оценка; 2 и 3 – допустимые с ограничением.

Соответствие упаковочного материала или товара нужным санитарно-гигиеническим требованиям подтверждает Гигиенический Сертификат, который получается на каждый материал или товар. В Сертификате указывают наименование товара с товарным кодом производителя; наименование производителя и держателя Сертификата. Также Сертификат содержит определенный перечень документов о качестве товара, которые представлены производителем, содержит заключение от Органа здравоохранения, который этот Сертификат выдал, а также дату его выдачи и срок действия. В заключении обычно перечисляют области применения и условия применения этой продукции, которые были подтверждены при проведении испытаний. Важнейшим требованием, которое предъявляют к упаковочному материалу для пищевой продукции – это проницаемость, т.е. газопроницаемость, паропроницаемость, водопроницаемость, жиропроницаемость и ароматопроницаемость.

Паропроницаемостъ характеризует уровень водяного пара, который проходит через единицу поверхности материала за единицу времени при заданной температуре и разности давлений по обе стороны образца (ГОСТ 1472-81). У упаковочных материалов проницаемость для аромата продукта определяется органолептически или хроматографически. Оценка с помощью органолептического способа основана на способности человека, используя органы обоняния, ощущать наличие ароматических веществ даже в ничтожной концентрации.

Жиропроницаемоеть упаковочного материала помогает охарактеризовать длительность проникновения сквозного масла или жира через образец при заданной температуре (ГОСТ 1760-82 “Подпергамент”). Этот показатель для многих материалов можно определить как промежуток времени, прошедший с момента нанесения жировой окрашенной композиции (или ее модели) на упаковочную поверхность до образования окрашенного масляного пятна.

Окрашенное пятно у жиростойких материалов образуется за промежуток времени, который превышает 30 мин. А те материалы, которые образуют такое пятно в течение 30 секунд, для упаковки жиросодержащей пищевой продукции не подходят. В продукцию машиностроения входят преимущественно металлические изделия или специальная аппаратура, которая чувствительна к погодно-атмосферным воздействиям. К упаковочным материалам для продукции такого вида предъявляют различные специфические требования по способу консервации, а также по защите изделия от коррозии. Для крупногабаритных изделий используют специальные герметичные надувные конструкции.

Выбирая упаковочный материал для такой продукции следует руководствоваться требованиями высоких механических показателей этого материала, ведь он должен обеспечивать противодействие любым статическим и динамическим нагрузкам во время погрузочно-разгрузочных и складских операции с массивными изделиями, а также использоваться в условиях длительной перевозки в различные климатические зоны.

Весь этот сложный комплекс требований к таре и упаковке предъявляют для электротехнического и электронного оборудования. За счет высокой стоимости изделий такого вида при их упаковке к главным требованиям относится надежная защита товара от всевозможных повреждений при транспортировке, разгрузке-перегрузке, складировании и при хранении. В этом случае при упаковке продукции рекомендуют применять дополнительные меры по защите товара (использовать ребра жесткости, различные отверстия, вкладыши, амортизаторы, фиксаторы, дополнительные крепления с использованием скотча и т.д.).

Специфические требования предъявляют к потребительской таре, которая предназначается для упаковывания химических товаров, в частности товаров для широкого потребления, например, для бытовой химии. Тара такого вида должна быть очень стойкой и прочной к внешним воздействиям и к внутренним факторам, а также быть очень удобной для потребителя, обладать привлекательным внешним видом, который бы соответствовал упаковываемому продукту и рекламе товара. Кроме этого для улучшения условий использования товара рекомендуют наличие разнообразных функциональных приспособлений, к которым относятся дозирующие колпачки, кисточки, тампоны и т.д.

Поскольку химическая продукция очень часто имеет наличие сильного запаха, то соответственно упаковочный материал не должен допускать ароматообразующие компоненты через стенки упаковки – быть ароматонепроницаемым, влагостойким и обеспечивать хорошую герметичность.
Важнейшими факторами, которые во многом влияют на выбор вида и материала для упаковки, являются не только свойства и состав химического товара, но и объем производства и его потребления, а также дальность его транспортировки. Так, например, если товар планируется для перевозки на довольно большие расстояния, то рекомендуется использование складных полимерных контейнеров, разборной тары или дешевой упаковки для разового потребления. В случае если на большие расстояния поставляется жидкая или сыпучая продукция в большом объеме, то отгружать эту продукцию гораздо выгоднее в крупногабаритной транспортной таре, а затем расфасовывать ее в потребительскую тару. Множество агрессивных жидкостей и растворителей фасуют в стеклянные сосуды, которые обладают деревянными обрешетками или полимерными покрытиями.

При выборе материала учитывают целый комплекс самых разнообразных факторов. При этом очень важно, чтобы материал полностью удовлетворял всем требованиям, которые так или иначе связаны с упаковываемой продукцией и со способами обращения с ней. Анализируют, во-первых, физико-механические свойства, а также учитывают влагонепроницаемые свойства материала, жиронепроницаемые, непроницаемость водяного пара и т.д. С другой стороны также рассматривают и технологические свойства. У материала запечатываемые свойства должны полностью соответствовать выбранному способу печати и планируемому внешнему виду. При этом материал должен быть хорошо обрабатываемым в технологических машинах и должен быть пригоден к склеиванию или к сварке. Также он должен позволить создать конструкцию складной коробки, которая бы соответствовала заданному способу упаковывания готовой продукции, то есть ручному, полуавтоматическому или автоматическому. Важно учитывать также и стоимость материала. Доля материала в цене конечного продукта не должна быть слишком большой.

Материал выбирают в зависимости от конструкции упаковки и различных требований, которые к ней предъявляют. В данном случае важно, чтобы материал был достаточно прочным и выдерживал вес упаковываемой продукции.

Для выбранной конструкции оптимальным вариантом является хром-эрзац склеенный.
1.Масса картона площадью 1550 м2/г по ГОСТ 12432.
2.Толщина 2,00 мм по ГОСТ 27015.
3. Сопротивление расслаиванию 105 Н По ГОСТ 13648.6
4. Энергия связей 1.9 Дж/м2 По ГОСТ 24356
5. Гладкость со стороны мелованного слоя 105 с По ГОСТ 12795
6. Шероховатость со стороны покровного слоя, мл/мин, для картона: мелованного 110, немелованного 300 по п. 4.7 настоящего стандарта
7. Белизна со стороны покровного слоя, % : из целлюлозы 80, из облагороженной макулатурной массы 73 по ГОСТ 7690
8. Влажность, 10 % по ГОСТ 13525.19