Технические требования к упаковке

Одними из основных функций упаковки являются функции защиты, рационализации, функция дозирующая, транспортная функция, а также функция хранения, нормативно-законодательная, маркетинговая, функция экологическая, информационная функция и эксплуатационная.



Для того, чтобы выполнять каждую из функций, необходимо, чтобы упаковка отвечала определенному уровню требований. Так, например, чтобы была выполнена функция защиты, к упаковке предъявляют требования по обеспечению нужных показателей теплостойкости и морозостойкости, а также показателей по герметичности, по коррозионной и химической стойкости, показателей защиты от пыли, сохранения массы, по стабильности форм, долговечности, прочности к удару, на сжатие и разрыв, способности к амортизации ударов. Последние шесть показателей, вместе другими специфическими показателями, очень важные и для функции транспортной, и для функции хранения. Анализ всех требований и функций к упаковке можно увидеть ниже. Системный учет таких требований служит основой при подходе к вопросу целенаправленного создания упаковки.

Соответствие функций и требований к упаковке

Функции упаковкиТребования к упаковке
Защитная функциятеплостойкость, герметичность, коррозионная стойкость, морозостойкость, химическая стойкость, сохранение массы, защита от пыли, негорючесть
Транспортная функция, функция хранениядолговечность, ударная прочность, стабильность формы, способность к амортизации ударов, прочность тары при её сжатии, прочность при разрыве, устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию, унификация, способность к групповой упаковке, пригодность к автоматизированной обработке, удобство в обращении, способность к повторному закрытию, легкость открывания
Маркетинговаяэкономия площади и пространства, экономичность, информационная, предоставление информации, идентификационная способность, предоставление рекламы, индивидуальные способности
Экологическаягигиеничность, экологичность, возможность повторного использования, удобство утилизации

Помимо тех требований, которые продиктованы функциональным назначением, также следует учитывать и весь комплекс требований к упаковке, которые обусловлены самим продуктом и условиями производственного процесса.

Материал, а также конструктивное исполнение упаковочной продукции зависят от агрегатного состояния упаковываемого продукта, то есть твердый он, жидкий или газообразный, а также от особенностей этого продукта (от его температуры, давления, от уровня вязкости, размера частиц и т.д.). Немаловажное значение имеют химическая и биологическая активность упаковываемого продукта и опасные факторы, которые с ним связаны. Производственными условиями обусловлены требования заказчика. Они и определяют особенности упаковки, то есть её экономические условия, различные требования к дизайну и внешнему виду, а также требования к материалу и к постпечатной обработке. Свои требования предъявляет изготовителя, в основном вопросов по технологичности конструкции, по экономических и технологических возможностей тары, материалов и прочих. Требования к унификации, которые определяют важнейшие технико-экономические показатели упаковки, тоже немаловажны.

Широкий спектр функций упаковки, которые рассмотрены в этом виде, предопределяет и большое разнообразие предъявляемых к упаковке требований. Необходимость выполнения упаковкой каждой из функций обуславливает выдвижение своего специфического комплекса требований.

Дозирующая функция требует удобного размещения определенной дозы упакованной продукции в упаковке. Если процесс упаковывания выполняется автоматически, т.е в составе фасовочно-упаковочной машины, то конструкция тары и упаковки должна обязательно предусматривать возможность формирования продукции в объемную конфигурацию с помощью рабочих органов производственной машины. Такая упаковка должна обязательно быть устойчивой на транспортере и должна обеспечивать удобное позиционирование в зоне фасовки для размещения готовой продукции в упаковке. Необходимо чтобы фасовке соответствовала геометрическая форма тары, а также она затем должна прочно закрываться и быть герметизирована.

Фасовка требует заданного количества продукта, заданного и по объему и по своему весу, поэтому она требует обеспечить строгую геометрическую форму и наиболее точные размеры. Вид продукции, которая в дальнейшем будет фасоваться, определяет выбор материала для упаковки. На некоторые виды продукции есть соответствующие стандарты и существуют возможные варианты как потребительской, так и транспортной тары.

Защитная функция требует конструктивных мер по защите изделий от различных видов повреждений и порчи, в том числе и от механической, от биотической и от абиотической. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы упаковка имела в диапазоне рабочих температур: – высокую механическую прочность; – была стойка к коррозионным и химическим воздействиям; – была герметична и непроницаема по отношению к газам, к воде и парам, к жирам и к другим средам, в том числе и к агрессивным средам.
Необходимо, чтобы упаковка защищала продукцию и от влияния на неё внешней окружающей среды, например, защищала от пыли, от проникновения запахов и т.д., тем самым обеспечивала сохранность упакованной продукции.
Механическая прочность тары и упаковки определяет дальнейшую жизнь упаковки, то есть её долговечность или недолговечность, а также стабильность её формы и её геометрических размеров, ударную прочность упаковки, прочность её при сжатии и на разрыв, способность к амортизации ударов.

Важно, чтобы потребительская тара отвечала всему комплексу требований, которые ей предъявляют, защищать продукцию от порчи. К транспортной таре предъявляют в основной своей мере требования защиты изделий от механических воздействий, а тара потребительская подвергается всего на всего тем механическим воздействиям, которые соответственно передаются от тары транспортной. При всем этом необходимо, чтобы потребительская тара выдерживала давление, которое создается внутри транспортной тары, и удары при ее падении.

Транспортная функция и функция хранения к упаковке предъявляют необходимость: – упаковки приспосабливаться к использованию обеспечения механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; – упаковки соизмерять и сопоставляться с транспортными средствами; – упаковки быть стойкой к различным климатическим условиям; – упаковки приспосабливаться к длительной транспортировке с большим количеством статических и динамических перегрузок; – упаковки иметь простую и четкую маркировку и штрих-коды.
Транспортная тара принимает на себя постоянные статические (преимущественно сжатие) и динамические (удар, вибрация) нагрузки, которые очень часто возникают во время погрузки-разгрузки. Соответственно накладываются и определенные ограничения на выбор конструкции упаковки и её форму. В связи с этим исключаются резкие переход, острые грани и углы, концентраторы напряжений и проч.
В случае длительном хранении продуктов, в конструкции упаковки необходимо предусматривать возможность вскрытия этой тары для извлечения упакованных продуктов с целью проконтролировать их качество, а затем поместить их обратно и соответственно герметично закрыть и загерметизировать её.

Маркетинговая функция также предъявляет свой комплекс требований и к форме, и к размерам тары, и к её художественному оформлению, а также к качеству печати и написанному тексту на упаковке. Все перечисленные требования довольно тесно взаимосвязаны с самим упаковываемым продуктом, так как хорошая упаковка всегда ассоциируется с продуктом и помогает легко его продвинуть на потребительский рынок.
Важной задачей упаковки является обеспечение легко её выделить среди остальной продукции и принять решение её приобрести, разумеется, с точки зрения потребительских пристрастий. Здесь значительную часть имеет цветовое сочетание и оформление самой упаковки. Цвет в этом случае решает две главные, важнейшие задачи. Он во-первых, привлекает внимание покупателей, и во-вторых, формирует образ упакованного продукта, оказывая при этом психологическое воздействие на своего потребителя. Поэтому восприятие цвета на упаковке, а также методологию и технику измерения цвета, основы управления цветом, контроль качества воспроизведения цвета в процессе производства упаковки необходимо учитывать, т. к. они очень важны.

Нормативно-законодательная функция диктует комплекс унифицированных требований, которые устанавливаются различными нормативно-законодательными документами. К ним относятся государственные и отраслевые стандарты, технические условия, требования к упаковке в ее производственных сферах и т.д. Эта функция определяется в зависимости от упакованной продукции, от требований к транспортировке, хранения, продажи, потребления, распределения по торговой сети и дальнейшей утилизации.

Какого-то определенного универсального стандарта, распространяющегося на упаковку, нет, есть требования к упаковке на продукцию определенной отрасли в государственных стандартах и в стандартах на отдельные виды продукции. Стандартами строго регламентированы все требования к материалам, к конструкции и к технологии по упаковыванию и изготовлению упаковываемой продукции, а также существуют требования к маркировке, транспортированию и к хранению.

Существуют нормы и стандарты по обеспечению дозирования готовой продукции при фасовке. Точность самого дозирования зависит от величины дозы и от общих объемов производства. С увеличением упаковываемой дозы и количества продукции, соответственно, уменьшаются допустимые отклонения от номинальной массы.

В Европе система международных стандартов ЕЭС предусматривает постоянный контроль над технологией изготовления продукции и над качеством упакованной внутрь изделий. Все эти стандарты распространяются не только на всю продукцию стран-участников ЕС, но и на все упакованную продукцию, которая ими импортируется.

Информационная функция поддерживает связь с покупателем через передачу ему нужной информации. Часть обязательных и часть произвольных данных – это требования к упаковке с позиций нормированных требований и правил торговли по отношению к упакованной продукции.
К произвольной информации предъявляют требования по созданию внешне привлекательного вида за счет оптимального сочетания цветов, формы, внешнего изящества, её простоты и различных изображений, притягивающих взгляд покупателей.

Содержание обязательных данных обязательно в соответствие с техническими требованиями к продукции, упаковываемой внутрь. Все эти требования содержатся в ОСТе и ГОСТе на определенные виды изделий, а также трактуются в соответствие с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300 от 7 февраля 1992 г.

10 статья вышеуказанного закона обязывает на потребительской таре указывать, а если нет возможности указать, например, в связи с ее размером, то указать на транспортной таре, данные такого вида: – официальное название упакованного продукта, его массу нетто или же объем упаковки; – наименование предприятия-изготовителя, местонахождение предприятия или торговый знак; – для скоропортящихся продуктов, которые пригодных к потреблению в срок не более 14 дней после их производства, обязательное указание предельного срока годности; – для продуктов, имеющих длительный срок хранения, от 14 суток и до трех лет, указывать предельный срок сохранения качества, а внутри упаковки указать дату производства продукта и срок сохранения качества продукта; – для продуктов, имеющих сроком хранения более трех лет, необходимо на упаковке нанести надпись «неограниченный срок хранения качества», а внутри упаковки указать дату производства продукта; – температуру хранения для скоропортящихся и быстрозамороженных продуктов; – характеристику основных потребительских свойств товара, а для продуктов питания указать сведения о составе и об использованных пищевых добавках, если имеются, а также о калорийности, о содержание вредных для человеческого организма веществ, о противопоказаниях при отдельных видах заболеваний; – маркировку для того, чтобы можно было идентифицировать отдельные партии; – необходимые условия приобретения товаров и их ценовые данные; – информацию о сертификации продукции, которая принадлежит обязательной сертификации; – номер стандарта и в случае необходимости другие качественные показатели.

Эксплуатационная функция выдвигает определенные требования к конструкции тары и упаковки. Эти требования предусматривают особенности всех этапов жизненного цикла упакованных изделий, а также включают удобство пользования товара покупателем. Из всего многообразия предъявляемых требований для различных видов товаров можно выделить определенные общие требования. К ним относятся: – легкость при открытии упаковки, желательно без использования специальных и дополнительных средств; – возможность её легкого закрытия, если существует возможность многократного использования товара; – устойчивость продукции при хранении её у потребителя, за исключением падений упаковки, с возможностью розлива или рассыпанием содержимого; – возможность дозирования упакованного продукта при необходимости; – наличие определенных приспособлений, которые бы облегчали извлечение упакованного продукта из его упаковки; – защита открытия в случае опасных продуктов от детей и другие требования.

Экологическая функция – функция, которая, во-первых, требует максимально оптимальной утилизации отходов уже использованной упаковки, с возможностью предотвращения загрязнения окружающей нас среды.
При разработке и конструировании упаковки требования экологической функции возможно удовлетворить таким образом: – уменьшить массу упаковки за счет уменьшения толщины её стенок; – применить конструкций многооборотной тары; – рационально выбрать материала будущей тары.
Если рассматривать с точки зрения упаковку экологической функции, то для неё предпочтение имеют материалы, которые обладающие такими свойствами, как: – наименьшее энергопотребление и загрязнение окружающей среды при производстве; – возможность наилучшего способа утилизации; – способность к вторичной переработке; – максимальная совместимость с другими материалами при утилизации и переработке.

В последнее время для того, чтобы удовлетворить экологические требования, направлены различные исследования по получению упаковочных материалов, которые бы обладали специальными свойствами: – способными растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; – с регулируемым сроком службы, по истечении которого способных разлагаться в естественных условиях – под действием света, тепла, воды, воздуха, микроорганизмов ит.п.; – съедобными, т.е. упаковку из которых можно употреблять в пищу и т.д.

Такое огромное разнообразие и большое количество требований, предъявляемых к упаковке, выдвигают необходимость проводить их системный анализ. Многие из этих требований оказываются одинаковыми для многих функций, а многие носят сугубо индивидуальный характер для какой-либо определенной функции. Также многие требования являются противоречивыми друг другу. Тогда приходится выбирать компромиссное решение.