Упаковка и психология восприятия цвета

О том, что люди довольно специфическим образом реагируем на различные цвета, уже давно известно и исследовано. Символика каждого цвета своими корнями уходит далеко еще в истоки существования человека.


Ночь, символ которой синий цвет, еще давно несла человеку расслабление, крепкий сон, душевный покой. Солнце, рассвет, яркость зарождающего дня (желтый цвет) вызывали надежду, заставляли действовать. Красный цвет ассоциировался с окраской плодов, крови, то есть он являлся отражением охотничьих инстинктов, а также эротического влечения, жажды к стремлению овладеть благами окружающей жизни. Зеленый цвет представлял собой цвет свежей травы, листвы деревьев и кустарников. Он служил символом защиты, затаенности, маскировки.

Язык цвета интернационален, поскольку цветовое возбуждение передается неосознанно, от глаза в промежуточный мозг по вегетативной нервной системе, а промежуточный мозг –это руководящий центр нервной системы человека. Созерцание любого цвета влияет на людей, отражаясь на физиологическом уровне человека. Когда американские студенты, которые выступали в качестве испытуемых потребителей, несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет, то в этот момент их вегетативные функции (пульс, давление, частота дыхания) ускорялись. Наоборот, когда студенты смотрели на темный синий цвет, то их нервная система реагировала более спокойно, а именно пульс замедлялся, кровяное давление снизилось и замедлилось дыхание.

Внутри отдельных основных цветов – красного, синего, зеленого и желтого, если варьировать их яркость и насыщенность, а также их смешивания, можно достичь любого психологического воздействия. Кроме этого, по утверждению М. Люшера, основные цвета могут символизировать основные психологические потребности человека. М. Люшер установил взаимосвязь между предпочтением цвета человеком и его индивидуальными психологическими особенностями. Он создал специальный цветовой тест, который широко используют психологи и имиджмейкеры во многих странах всего мира.

Для того, чтобы определить духовно-физическую конституцию человека, необходимо всего лишь предложить ему простой цветовой тест и спросить его о том, какой цвет ему больше понравился, а какой – нет. Психология цвета используется практически во всех областях цветового оформления. Так, например, художники используют цвет для достижения наибольшей выразительности образа своего рисунка, дизайнеры интерьера и художник по костюмам используют цвет для привлечения внимания и обращения взгляда на какие-то важные детали, а создатели рекламы путем сочетания цвета пытаются привлечь необходимых покупателей. Оформление упаковки, реклама товара, фирменный слоган – все это рассчитано прежде всего на покупателя продукции. Реклама для того, чтобы быть эффективной, должна обязательно учитывать эмоциональную характеристику группы населения. Это важно, прежде всего, для того, чтобы полностью отвечать потребностям людей. Так, например, для дошкольников и низших слоев населения более приемлемым будет фиолетовый и желтый цвет, что означает внушаемость и готовность к возбуждению.

В выборе цветового решения, все же очень важно найти компромисс между эмоциональным характером, который должен выражать цвет, и колоритом, который бы наиболее полно передавал все своеобразие продукции. Результаты многочисленных исследований потребительского рынка показывают, что покупатели выбирают какую-либо марку часто не на основании вкусовых ощущений, а на основании привлекательности упаковки товара.