Количественный анализ

Стоит отметить, что в каждом регионе нашей страны в том или ином виде существует упаковочная промышленность.


Если рассмотреть процентное соотношение в сфере упаковочной промышленности, то оно будет выглядеть следующим образом: больше половины всех упаковочных предприятий расположено в Центральном регионе России, в основном в г. Москве и Московской области, второе место отведено Северо-Западному региону, поскольку г. Санкт-Петербург – это второй город после Москвы по количеству организаций, выпускающих тару и упаковку, на третьем месте сразу три региона – это Западно-Сибирский, Уральский и Северо-Кавказский федеральный округ.

Различные данные сообщают что, в Северном и Восточно-Сибирском регионах упаковочная промышленность практически отсутствует. Хотя проведенное исследование дало такие результаты, что в этих федеральных округах также имеются различные предприятия, занимающиеся упаковочной продукцией. Однако количество таких предприятий не больше четырех на весь регион. Центрально-Черноземный регион попал в последнее место по изготовлению упаковки.

Однако тот факт, что Центрально-Черноземный регион расположен по соседству с Центральным регионом, а значит, и дешевые транспортные расходы, не делает так необходимым развитие своей собственной промышленности в области упаковочной продукции, как например, в других регионах.

Во всей этой совокупности предприятий о упаковке примерно 85% из них имеют иностранные корни и находятся в собственности у иностранных компаниях, которые выпускаю упаковку и за границей, и в нашей стране.

Другие западные компании продают готовую упаковку и упаковочные материалы через российские оптовые и торговые компании, не имея при этом официальных дистрибъютеров в нашей стране. Такие организации мы не включили в этот анализ. Также интересен тот факт, что 72% рассматриваемых нами компаний занимаются производством не только упаковки.

В ассортимент этих организаций входит “первичная” или “сопутствующая” продукция. Они занимаются производством упаковочных материалов (картон, бумагу, различные виды полимерных пленок), производством упаковочного оборудования, фармацевтических препаратов, преформ для ПЭТ-упаковок, а также они занимаются сопутствующими услугами: полноцветной печатью по картону, занимаются дизайном упаковки, разрабатывают этикетки и тому подобное.

Обычно закономерности по сочетанию каких-либо направлений производства или видов деятельности очевидны. Так, или организация производит упаковку для другого вида своей продукции или же сбывает излишки (взять, к примеру, фармацевтику, которая сбывает фольгу или канцтовары – соответственно блистер-упаковка), или же оно изготовляет разные виды продукции из материала, который является в том числе и упаковочным ( например, если это бумага и картон, то производят соответственно буклеты, плакаты, каталоги, этикетки и другое).

Также компания может производить упаковку как какое-то конечное звено из общей цепочки производства (нефтехимия – полимерная упаковка). Интересно заметить, что большая часть предприятий, занимающихся упаковкой (65%) выпускают всего лишь один вид упаковочной продукции.

В России выпускается множество различных типов упаковки. Если взять за основу классификации типов род материала, используемого для изготовления упаковки, то в России производят такие виды упаковки:

  • упаковка из картона (гофрокартон, картон, микрогофрокартон, картонные защитные уголки, картонная намоточная тара);
  • бумажная упаковка;
  • упаковка из хромэрзаца;
  • полимерная упаковка (полиэтиленовая, полистирольная, полипропиленовая, пластмассовая, упаковка из пленки, из поливинилхлорида, пластиковая, блистер-упаковка);
  • одноразовая посуда;
  • упаковка из металла (жесть, сталь);
  • алюминиевая упаковка, фольга;
  • упаковка из стекла

В этом исследовании условно упаковочная продукция разделана в зависимости от основных видов материалов ее изготовления: бумага и картон; различные полимеры: пленки (мягкие формы полимерных и аналогичных материалов) и пластик (все твердые формы полимерной и пластмассовой продукции); металл и стекло (также фольга, жестяная и алюминиевая упаковка).

Была выявлена некая закономерность, которая показывает, что среди всех компаний-производителей картонной и бумажной упаковки, предприятий, занимающихся производством сразу двух видов материалов (и бумага, и картон), составляют всего 20,8% от всех компаний, специализирующихся на этом типе упаковке. Здесь интересно, что только материал картон производят 74,9% компаний, а только бумагу — всего 4,9%.

Похожую ситуацию можно наблюдать и на рынке полимеров. Из всех предприятий, изготавливающих свою продукцию из полимерных материалов, 9,2% производят как твердую пластиковую упаковку, так мягкие пленочные материалы; 64,9% организаций изготавливают только лишь пластиковую упаковку, а 25,9% специализируются на производстве упаковочной продукции из мягких пленочных материалов.

Тут можно отдельно рассмотреть рынок упаковки из пленочных материалов. Обычно, изготовление пленочных материалов и пленочной упаковки – это дополнительное звено в производственной цепи нефтехимических и химических компаний. Эти предприятия или сами производят пленку, или создают дочерние компании, куда поставляют произведенное ими же все необходимое сырье.

Практически в каждом регионе России существует организация, а может и несколько организаций, производящая упаковку из пленки. В данный момент пленочная упаковка располагается на втором месте по объему производства после упаковки из картона и бумаги. Связано это, прежде всего с ценой на нее. Короткий цикл производства, ее низкая цена, немалый спрос населения, освоенные производственные технологии и мощности дают возможность таким предприятиям осваивать все новые разновидности пленочных упаковок, так сказать «без отрыва от производства». К новым разновидностям можно отнести ламинированные пленочные упаковки, упаковки с нанесением печати и другие вида. Они также постепенно приобретают иностранное оборудование, а также разрабатывают и устанавливают свое оборудование.

А вообще, в ближайшем будущем можно выявить тенденции рынка упаковочных материалов к широкому спросу именно полимерной продукции. На самом деле, все это достаточно просто объяснить.

По качеству такая отечественная упаковка в нашей стране не уступает всем мировым стандартам, более того для ее производства используют новые технологические линии. Такие материалы достаточно универсальны и легко перерабатываются после использования. При всем этом, каждый производитель может стилизовать такую упаковку под себя.

Виды полимерной упаковки: полиэтиленовая, полистирольная, полипропиленовая, пластиковая, поливинилхлоридная, пластмассовая, блистер-упаковка, упаковка из пленки.

Давайте приведем отдельный график, который будет отображать распределение предприятий по типу полимерного материала, который используется при производстве упаковки.

Стоит заметить, что блистерная упаковка может относиться, как к полимерной упаковке, так и к комбинированной упаковке, то есть создаваемой из полимера и картона. Давайте отнесем блистер к разряду полимерной упаковки.

Стоит отметить тот факт, что из 174 предприятий, производящих полимерную упаковку, 51 из них производят несколько видов упаковки, так, например, организация по названием “Полимерпленка” в г.Москва, которая выпускает как мешки из полимера, полиэтилена, блистер-упаковку, так пакеты из пластика. Исходя из более подробной классификации предприятий, занимающихся производством упаковки по роду, используемого для этого упаковочного материала, можно распределить производство различных видов упаковочной продукции по регионам.

Понятно, что сейчас можно говорить о том, как насыщены столичные регионы различными видами упаковок. Для всех видов промышленности выбор упаковки стал уже достаточно разнообразным.

Интересно еще, что вместе с производством пластмассовых ящиков для разных нужд до сих пор существуют организации, производящие деревянные ящики, которые еще совсем недавно были популярными у большинства производителей, а сейчас они представляют всего 0,5% на рынке от всех производителей упаковки. Безусловно, наиболее значительным регионом среди предприятий, занимающихся производством упаковки, конечно, был и наверняка остается Центральный регион. Здесь представлены все виды упаковки, поэтому для него приводят отдельное распределение производителей разных видов упаковочных материалов.