Ни для кого не секрет, что внешний вид любой упаковки и информация о товаре, которая на ней находится, необходима для облегчения выбора товара покупателями. В связи с этим важно, чтобы конструкция такой упаковки и тары обладала соответствующей формой и имела хорошее полиграфическое оформление. Обычно элементами корпуса любой упаковки являются довольно простыегеометрические формы. Часто они представляют собой прямоугольник, четырехугольник, цилиндр или овал. Виды корпуса упаковки подразделяются на простой или целенаправленный, при этом он может быть правильной или неправильной формы.
Декоративная поверхность обычно бывает представлена основными геометрическими формами – треугольник и шестиугольник, а также может быть симметричной или ассиметричной. Размеры у корпуса делятся на большой, относительно большой, на средний и на другие размеры. Помимо основных параметров, которые таки или иначе влияют на выразительность формы упаковки, не менее важными элементами для полиграфического оформления можно назвать также:
1) краски (а точнее свойства и качество красок для шрифтов и рисунков);
2) рисунок, то есть форму выполнения рисунка (это может быть как рисунок, так и фотография);
3) вид изображения (то, насколько оно будет реалистично или же оно будет только ассоциироваться с продукцией);
4) шрифт (стиль шрифта, его начертания, гарнитура и размер шрифта).
От заявленных рекламных требований, предъявляемых к упаковке и таре, выбирают элементы и композиционные решения, подбирают вид материала, а также способ полиграфической печати. Часто при полиграфическом оформлении применяют методы нанесения рисунка или печати, которые лишь напоминают наличие видимых дефектов, они уменьшают возможный процент брака.
Довольно важной особенностью при конструировании упаковки считается расчет количества материала и необходимой тарной емкости с учетом уровня потребления материала. Здесь важно целесообразно выполнить раскрой материала. Это позволит выбрать оптимальный формат конструкции и соответствующее рациональное расположения раскроя на листе материала для того, чтобы сократить количество отходов и соответственно уменьшить потери, обусловленные конструкцией заготовки.
Одна из главных особенностей проектирования любой упаковки – это комплексный учет всех требований производства и изучения всех аспектов потребления продукции. Конструктор-проектировщик упаковки учитывает принципы дизайна, но не ставит перед собой основной целью лишь художественное оформление упаковки, которое полностью рассчитано на вкусы и требования потребителя. Важно не только правильно выбрать дизайн, но и в обязательном порядке учитывать требования экономики и производства. Это позволит сделать упаковку не только красочной и привлекательной, но и удобной и практичной в использовании продукта.
Важными комплексными требованиями являются экономичность кроя, внешний вид и цветовое и графическое оформление, а также рациональность конструкции упаковки. Они диктуются производственными условиями, а также технологическими факторами и выполняются в полном соответствии с особенностями автоматизированного оборудования.
В свое время появились новые упаковочные материалы типа бумага-фольга-полиэтилен (БФП), это комбинированный материал: бумага-целлофан с покрытием эскаплоном. Применение 1 т. таких комбинированных бумажных материалов позволяет заменять десятки кубов древесины. Они также улучшают функциональные свойства упаковки, при этом обеспечивая лучшую сохранность готовой продукции и её удобство при хранении и транспортировке. При конструировании и разработке новых упаковочных изделий
немаловажно учитывать те вопросы, которые в процессе проектирования потребуют от дизайнера не только всесторонних
знаний в области технологии производства, сопротивления материалов, упаковочного оборудования, а также знаний в области конструкции форм, рекламного оформления, товароведения и экономики. Поэтому важно привлечение специалистов в этих сферах, а не перекладывания всего на плечи одного лишь дизайнера.
Приводимый ниже сокращенный перечень вопросов отражает в своей сущности все те факторы, которые важно учитывать при разработке новых конструкций потребительской упаковки, начиная с физического состояния самого продукта и разработки защитных свойств упаковки, но и влияние дизайна на упаковку – разработку продвижения товара и его рекламу.
1. Физическое состояние предмета упаковки, то есть самого продукта.
В этом вопросе важно выяснить, что собой представляет данный продукт? Это зерно, порошок, твердое или вязкое вещество, маслянистая или жирная жидкость, или это газ или может быть что-то другое. Также важно выяснить, исходя из этого вопроса, какова должна быть защита продукта? Нужно ли его оберегать от воды или пара? На что следует обратить внимание потребителей данного продукта при употреблении и продаже?
Далее рассматривается:
А) На сколько сильно продукт подвержен порче под воздействием света, при повышенной температуре, коррозии. Может ли он пострадать от микробов, грызунов и др.?
Б) Важно рассмотреть химическое воздействие друг на друга продукта и упаковки.
В) Стоит ли обратить особое внимание на обеспечение сохранности цвета, аромата и физической формы продукта (например, в случае хрупких товаров)?
Г) Нужно ли обеспечение прочности места такой же склейки, как сам материал упаковки?
При этом стоит не забывать и на конструктивные качества материала упаковки.
А) Способен ли материал упаковки подвергаться скоростной механической обработке?
Б) Стоек ли он к высоким и низким температурам в условиях перевозки продукта?
В) Насколько он надежен при хранении упакованного продукта на складе.
Г) Пригоден ли данный материал для сохранения герметичности упаковки товара?
Е) Если ли необходимость современного оборудования для изготовления такой упаковки, для заполнения её продуктом и последующего запечатывания?
Ж) Соответствует ли используемый материал ускорению процесса производства, а также повышает ли он эффективность качества и экономичности упаковки?
Важно также учитывать требования к конструкции, правильно высчитать соответствие формы и габаритов упаковки параметрам современных машин и конвейеров. Для этого нужно ответь на такие вопросы, как:
1) Удобен ли способ запечатывания упаковки для потребителя?
2) Соответствуют ли отверстия в упаковке способу ее заполнения продукции?
3) Насколько будет сохранена целостность упаковки при складировании товара и его транспортировке?
4) Существует ли потребность применения каких-либо особых методов и способов при изготовлении упаковки или же необходимо специальное оборудование для этого?
5) Удобна ли упаковка для перевозки и хранения?
6) Насколько легка и удобна сборка изделия, состоящего из нескольких частей?
Также немаловажным фактором является удобство упаковки для потребителя. Для этого необходимо ответить на следующий ряд вопросов:
1) Насколько удачен выбор размеров упаковки с точки зрения потребителя?
2) Возможно ли произвести наружный осмотр готовой продукции в упаковке?
3) Насколько легко открывать упаковку и если ли возможность в случае необходимости ее закрыть снова?
4) Существуют ли специальные приспособления для разлива продукта (носик, желобок, отверстие и т. п.)?
5) Удобно ли высыпать или выливать содержимое упаковки?
6) Удобно ли держать ее в руках?
7) Насколько удобна такая упаковка для хранения продукта в холодильнике, на полке или в других местах?
Особое внимание необходимо уделять экономичности конструкции упаковки, поскольку необходимо, чтобы расход на данную упаковку был минимален. Также важно обратить внимание на следующие вопросы:
1) Насколько хорошо упаковка обеспечивает сохранность продукта?
2) Каковы возможность экономичной транспортировки при данной массе, размере и конструкции упаковки?
3) Хорошо ли упаковка демонстрирует товар?
4) Удобна ли выставка товара на полку, на прилавок или магазинную витрину?
5) Насколько пригодны форма и размеры упаковки для широкой демонстрации товара?
6) Насколько привлекательный внешний вид отдельно взятого изделия в такой упаковке?
7) Как в такой упаковке следует выставлять товар: на уровне глаз покупателя, ниже или выше?
8) Удобно ли устанавливать упаковку к покупателю?
Немаловажен вопрос по изучению особенности отображения информации на упаковке и основных сведений о
товаре.
1) Правильно ли приведены необходимые сведения о товаре на упаковке и удобно ли их размещение?
2) Насколько четко обозначены на упаковке названия товара и фирменного знака?
3) Как упаковка отражает отличительные черты продукта и его качество?
4) Выделено ли специальное место для указания цены товара?
5) Насколько верно для данной упаковки оформление товара? Привлекает ли оно внимание покупателя?
6) Цвет и рисунок отвечают хорошему вкусу?
7) Упаковка соответствует назначению товара и запросам потребителя?
Не секрет, что сегодня современные рыночные отношения, которые получили огромное количество визуальных коммуникаций (через телевидение, газеты, журналы, интернет) накладывают определенный отпечаток на работе дизайнера упаковки и тары. Еще совсем недавно упаковка выполняла всего несколько функции, преимущественно защитную, предохраняя товар от повреждений при различных механических нагрузках, и была удобна для транспортировки продукции без изменения ее первоначальных свойств. Сейчас же выделяют довольно много основных функций. Одной из основных функций упаковки на сегодняшний день является деференцирующая. Ее суть – выделить товар из общей массы товаров-конкурентов. Немаловажной в наше время становится и экологическая функция. Сейчас все больше стали задумываться об охране окружающей среды. Мечта многих производителей – изобретение съедобной упаковки. Хотя для некоторых видов товаров такая упаковка давно изобретена и активно используется. Все мы давно знакомы с вафельным стаканчиком для мороженого или конфетной оберткой из крахмала. Но в большей степени довольствуются тем, что отдают предпочтение натуральной упаковке. К такой таре относится бумажная упаковка, картонная упаковка, упаковка из дерева и из натуральных тканей. Им отдается предпочтение и потому, что они химически безвредны по отношению к пищевым продуктам. Для того, чтобы поддерживать экологичность, в широко используемую сейчас полимерную упаковку (или пластиковую тару) стараются вводить биологически разлагаемые материалы.
Одну из ведущих ролей сейчас выполняет рекламная функция. Современный подход к рекламному оформлению заключается в том,
что упаковка вступает в некий «диалог» с покупателем. Сейчас все чаще можно услышать, что рекламное оформление должно строиться с учетом потребностей потребителей, с учетом их интересов, их предпочтений и вкусов. Основное правило сейчас – реклама должна легко, удобно, четко и точно восприниматься потребителем или покупателем, следовательно, продукцию облачают в форму,
которая максимально близка к форме продукта. Часто на ней изображают деталь товара или же размещают товар целиком, а точнее полное его изображение. Это сейчас уже стало основной особенностью хорошей упаковки. Также на упаковку наносят и шрифтовую информация. Такая информация оповещает о весе товара, о составе продукта, а также передает данные о сроке и условиях хранения упакованного изделия.
Упаковка выполняет функции дозирования. Она также выполняет транспортную функцию, нормативно-законодательную, эксплуатационную. К упаковке предъявляется ряд жестких требований, обусловленных самим товаром, производственными условиями, а также естественно, заказчиком.
Существуют определенные требования, которые обусловлены самим продуктом. К ним относятся требования к химическому составу упаковки. Производственные условия диктуют упаковке определенные размеры и форму конструкции упаковки, ее функциональные качества. Заказчик определяет будущий дизайн, диктует эргономические требования, контролирует стоимость материалов и всей обработки на разных стадиях изготовления до того, как получится полностью готовая упаковочная продукция.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что упаковка является неотъемлемым элементом качества изделия, упакованного в нее. Эстетические требования, которые устанавливаются для упаковки часто выполнить в одиночку довольно непросто, поэтому дизайнеры часто призывают на помощь технологов, психологов, а также копирайтеров-текстовиков. Вся эта команда стремится к одной цели: художественно правильно оформить упаковку, которая было бы отлично ассоциировалось с упакованным продуктом. Также немаловажно, чтобы концепция упаковки должна отвечала общему фирменному стилю продукции или в целом предприятия.
Упаковка должна быть притягательной и вызывать желание покупателя вновь и вновь приобретать данный товар. Это достигается за счет цвета, правильной формы, удобного размера, яркой текстуры материала, а также необходимой и полезной текстовой информацией. Кроме того, упаковка не перестает «продвигать» товар, даже очутившись дома у потребителя. Поэтому она должна легко, без особых усилий открываться и закрываться, не затруднять использование содержимого.