Основные функции упаковки:
защитная;
дозирующая;
транспортная;
функция хранения;
маркетинговая функция;
нормативно-законодательная функция;
экологическая функция;
информационная функция;
эксплуатационная функция.
Защитная функция – это способность упаковки наилучшим образом сохранять качество упакованного товара в течение определенного времени и в заданных условиях. Защитная функция предусматривает определенные меры по защите товара в конструкции упаковки от влияния на него различных климатических условий, а также от возможности повреждения товара, его порчи в процессе транспортировки и хранения. Защитная функция упаковки позволяет защищать окружающую среду и население от негативного воздействия самого упакованного товар. Сейчас защитная функция упаковки наиболее актуальна и очень важна при упаковки продуктов питания.
Стремительный прогресс в упаковочной отрасли привел к новым представлениям об упаковке. Во-первых, это возможность стандартизации определенного количества продукта в пакете. Система упаковки позволяет без дополнительного взвешивания приобрести в магазине, например, 250 грамм сливочного масла, а также 500 г. и 1000 г. крупы, 500 мл и 1000 мл. молочных продуктов и прочей продукции. Также упаковка позволяет измерить количество продукта в дополнение к другим функциям, выполняя в этмо случае дозирующую функцию.
Транспортная функция упаковки представлена её способностью позволять более удобно перевозить упакованную продукцию определенным видом транспорта на требуемое расстояние в течение нужного времени в определенных условиях. Транспорт может быть наземным, водным и воздушным. К наземному транспорту относится железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт, а к водному – морской и речной транспорт, воздушный транспорт представлен авиационным и космическим транспортом.
Транспортная функция предполагает собой оптимизацию упаковочной конструкции с наиболее рациональным видом транспорта, с маршрутом транспортирования и свойствами используемого материала. Важнейшим фактором является действие максимального использования полезной площади транспортного средства при перевозке готовой продукции. При комплектовании нужной партии транспортируемого груза важно учитывать то, что существую совместимые и несовместимые упакованные материалы.
При выполнении функции хранения упаковки от конструкции требуется простая и четкая маркировка, а также возможности штабелирования на стандартных поддонах и как можно более оптимальное использование рабочих площадей складских помещений. Если предполагается длительное хранение, то также необходимо учитывать необходимость постоянного контроля и проверки качества товара, который упакован.
Выполняя функцию маркетинга упаковка способна эффективно использоваться в качестве средства по продвижению продукции на потребительский рынок. Существует три основные причины, позволяющие оценить значение упаковки в общей маркетинговой системе:
1) постоянный рост требований потребителя к удобству пользования приобретенным продуктом;
2) конкуренция за более прибыльные места на прилавках супермаркетов;
3) использование упаковки в качестве рекламы продукта непосредственно в месте его продажи.
Представляя продукт, упаковка должна быть привлекательной. В этом ей помогает правильно выполненный дизайн и высокое качество полиграфического оформления. За счет сочетания внешнего вида товара и содержащейся на ней информации упаковка способствует идентификации продукта потребителем, то есть установлению соответствия распознаваемого изделия своему образу, знаку (идентификатору).
Нормативно-законодательная функция представляет собой производную от других функций упаковки. Так, в процессе выполнения функций защиты упаковки и хранения был получен целый комплекс санитарно-гигенических требований к упаковке. Во многих странах сейчас существует специальное законодательство, которое строго регламентирует предельное содержание компонентов и примесей в упаковочных материалах, которые способны переходить из упаковки в сам продукт. Это законодательство направлено на то, чтобы исключить возможность перехода различных вредных веществ из упаковки в сам продукт в количестве, которое может оказать определенное влияние на человеческий организм. Любой упаковочный материал можно использовать в пищевом производстве только после того, как будет получено соответствующее разрешение государственных органов по санитарно-гигиеническому контролю. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Наиболее распространенные типы упаковки имеют соответствующие нормативные документы — технические условия и ГОСТы.
Экологическая функция упаковки рассматривается как научное и практическое направление более рационального использования упаковки при её взаимодействии с окружающей средой. Сегодня, когда загрязнение окружающей среды достигло критических значений, экологическая функция упаковки приобрела важнейшее значение. Поскольку темпы роста производства упаковки постоянно увеличиваются, то возникают проблемы уничтожения уже использованной упаковки. Связаны эти проблемы с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) окружающей средой использованной упаковки под естественным воздействием тепла, влаги, света, микробиологического воздействия. Огромные проблемы возникли с усвоением полимерных материалов, так как период их ассимиляции достигает 80 лет.
Очень важна также и информационная функция упаковки. В процессе развития формы самообслуживания (появление супермаркетов и гипермаркетов) в розничной торговле эта функция упаковки стала одной из самых важных функций. Упаковка, которая несет достаточно нужной информации о продукте, которая обладает притягательным внешним видом, способна стать успешным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Упаковка для новых, неизвестных покупателю, продуктов имеет особенно важное значение. Она в этом случае завершает весь цикл сбыта товар, то есть привлекает внимание потребителей, стимулирует их интерес, вызывает желание купить продукт. Все эти задачи можно решить посредством передачи нужной информации через упаковку потребителям продукции. Информация, нанесенная на упаковку, обязательно должна отражать его новизну, обязательно рассказывать о его отличии от аналогов, а также подчеркивать все особенности нового продукта.
Вся информация, нанесенная на упаковку, условно делится на произвольную информацию и обязательную информацию. Произвольная информация – это разнообразные элементы художественного оформления, рекламные лозунги, информация о действующих акциях и т.д., а обязательная информация – это информация, которая регламентирована определенными нормативными документами, разработанными на данный упаковываемый продукт. Обязательная информация включает в себя все основные технические характеристики упакованного товара, например, содержит список всех важнейших компонентов товара, содержит руководство по его применению, руководство по хранению и уходу товара, а также содержит предупреждения о противопоказаниях и возможных опасностях, которые могут возникнуть при использовании товара.
Эксплуатационная функция упаковки подразумевает собой легкость обращения с ней при сортировании, в процессе хранения, перемещения товара и его сбыта, а также удобство упаковки для потребителей при использовании упакованного изделия. Опросы покупателей показали, что им больше нравится упаковка с возможностью повторного использования, а также упаковка, которая довольно легко открывается, является оригинальной, неподражаемой, привлекательной, то есть соответствующей всем пониманиям красоты.
Для того, чтобы выполнить каждую из всех перечисленных функций упаковка должна отвечать всему комплексу требований. Например, функция защиты предъявляет к упаковке различные требования по обеспечению всех нужных показателей теплостойкости, герметичности, сохранения массы, морозостойкости, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, стабильности её формы, способности к амортизации ударов, долговечности, ударной прочности, а также прочности при сжатии и разрыве. Некоторые показатели вместе с другими специфическими показателями, такими, как экономия рабочих площадей при транспортировке и хранении, устойчивость тары при скольжении, пригодность её к штабелированию и возможность автоматизированной обработки товара, унификация товара по конструкции и размерам, а также способность его к групповой упаковке, легкость открытия упаковки и способность её повторно закрываться, удобство в обращении, важны как для транспортной функции, так и для функции хранения товара.
Маркетинговая функция требует выполнение технико-экономических показателей упаковки, требований по экономии рабочего пространства и нужных площадей при процессе транспортировки, складирования и продажи, а совместно с информационной функцией эта функция выдвигает определенные требования по предоставлению рекламы, нужной информации, а также по наличию специальных элементов идентификации упаковки и её индивидуальных особенностей. Экологическая функция помогает рассмотреть медико-гигиенические требования к различным материалам, к продукции и упаковке в целом, а также рассмотреть возможность повторного использования упаковки, удобство её утилизации и различные другие экологические аспекты.
Также кроме тех требований, которые продиктованы функциональным назначением тары, при её создании важно учитывать весь комплекс требований, предъявляемых к упаковке, которые обусловлены упаковываемым продуктом, требованиями заказчика и имеющимся производственными условиями. Выбор материала и конструктивное исполнение упаковки полностью соответствуют агрегатному состоянию продукта (твердое, жидкое, газообразное, пастообразное и т.д.), а также зависит от различных его особенностей (от вязкости, размера частиц, температуры, давления и т. д.). Из-за агрегатного состояния упаковываемого продукта и учитывая все его особенности, выбирают используемый материал и определяются с конструктивными особенностями упаковки. Это происходит не только напрямую, но и косвенно, поскольку от этого зависит и технология использования, и аппаратурное оформление процесса, и многие другие факторы. Очевиден тот факт, что упаковка и тара должны полностью соответствовать всем требованиям по технологии и конструкции упаковочного оборудования.
Раньше новогодние подарки формировали в основном кондитерские предприятия, а теперь у них появились конкуренты – упаковщики, специализирующиеся на новогодних подарках. За эти три-четыре праздничные недели новогодние подарки гарантируют большой сбыт, ведь ни в какое другое время никто так не покупает сладости в таких больших объемах, как перед Новым годом. Статистические данные показывают, что в прошлом году уровень продажи кондитерских изделий в декабре вырос по сравнению с октябрем в четыре раза. Основными поставщиками новогодних подарков являются фаьрика “Красный Октябрь”, “Рот Фронт”, а также кондитерский концерн “Бабаевский”. Главными конкурентными преимуществами при борьбе за место под новогодней елкой является разнообразие продуктового набора, его цена и необычная праздничная упаковка. Некоторые солидные заказчики при этом обычно требуют эксклюзивный подарок с гарантией, на рынке в розничной продаже ничего подобного не появится. Поставщики недорогих подарков также стараются предложить какую-либо необычную, оригинальную упаковку, превращающую обычное настроение в праздничное.