Понятие упаковка и тара

Ф. Котлер – известный маркетолог, считал, что упаковка представляет собой разработку и производство определенного вместилища для товара или его оболочку.


Определение такого рода характеризует скорее процесс изготовления этого вместилища и подходит скорее под термин «упаковывание». Под термином «упаковывание» все же традиционно принято считать подготовку продукции к хранению, к её транспортировки, реализации и дальнейшем потреблении с применением упаковочной тары.

И.Л. Акулич – представитель отечественной школы маркетинга считал, что упаковка представляет собой вместилище или оболочку, в которую укладывается различная продукция и которая оформлена надлежащим образом. Это в большей степени соответствует традиционному маркетинговому изложению, поскольку роль и место, которое занимает упаковка в общей системе маркетинга, весьма значительное. Такая характеристика упаковки все же не до конца раскрывает функциональное назначение тары и упаковки, структуры и элементного её состава.

ГОСТ 17527—2003 гласит, что упаковка представляет собой средство или же комплекс средств, который помогает обеспечить надежную защиту изделий от различных повреждений и потерь, а также защитить окружающую нас среду от всевозможных загрязнений и облегчить обращение с продукцией (транспортировка, хранение и последующая реализация изделий). Это определение упаковки наиболее полное, отражающее все аспекты.

При этом немаловажным является отличие понятий «тара» и «упаковка». По ГОСТу тара является основным элементом упаковки. Она предназначается для размещения внутри неё продукции.

По своему назначению тара делится на несколько видов:

1) транспортная тара для упаковки, хранения и транспортировки упакованных изделий продукции, образует собой самостоятельную транспортную часть.

2) потребительская тара, идущая вместе с товаром к потребителю. Она функцию транспортной тары не выполняет.

3) производственная тара, используемая для того, чтобы хранить, перемещать и складировать товар на производственном предприятии. Этот вариант тары не используется в реализации готовой продукции.

Тара также делится в зависимости от используемых материалов, а также в зависимости от конструктивного исполнения. Разделяют тару и по внешнему виду и по своей форме.

Упаковка, как обширное понятие, представляет собой тару и идущие с ней различные элементы, дополняющие её и необходимые ей для того, чтобы защищать содержимое изделие, находящиеся внутри, во время погрузочных работ и хранения, а также при транспортировке товара, всячески информировать покупателей об упакованном содержимом, о правильности его использования и необходимости его покупки.

К вспомогательным, или дополнительным, элементам упаковки, а также к маркировке упаковки необходим более детальный подход, поэтому он будет рассмотрен далее. Упаковкой, если углубиться в это понятие, то можно назвать, что это все, что товаром не является, но его окружает, составляет с ним целое при обращении и всячески взаимодействует с потребителем.