Упаковка и используемые системы маркетинга

Товар, как известно, занимает в системе маркетинга очень важное место. Связано это с тем, что это все то, что удовлетворяет потребности человека и все то, что продается на рынке для привлечения внимания, для приобретения, использования в жизни или потребления. Основоположник маркетинга Ф.


Котлер выделил три уровня, на втором из них располагается упаковка.

1) покупка товара по его замыслу, то есть здесь подразумевается его идея и предназначение;

2) покупка товара в его реальном исполнении, то есть имеется в виду уровень качества продукта, наличие потребительских свойств, а также оригинальное оформление продукции, фирменное название и упаковка;

3) покупка товара с подкреплением, то есть предоставление покупателю каких-либо дополнительных услуг или личной выгоды.

Упаковка также рассматривается, как одна из пяти основных переменных маркетинга. Её включают в список к уже известным “четырем Р”: product (товар), price (цена), place (распределение), promotion (продвижение), package (упаковка).

Упаковка, как уже видно, является одним из главных элементов общей маркетинговой идеи и стратегии. Маркетологи многих стран считают, что упаковка – это один из главных элементов общей товарной политики компании. Упаковка также относится к системе поддержки товара. В связи с чем, упаковку можно с легкостью отнести к комплексу маркетинговых мер и механизмов, позволяющих обеспечить обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукции.

К маркетинговым средствам поддержки продукта можно отнести предоставление необходимой информацией покупателю о продаваемом товаре, далее средства, которые бы обеспечивали сохранность свойств продукции, определенные сопутствующие услуги, которые бы позволили применять изделие по своему назначению и поддержка продукта.

По сути упаковка рассматривается в качестве одного из обязательных элементов, входящих в общую систему маркетинга. Сейчас также упаковка является неотъемлемой частью продукции, которая сопровождает нас каждый день.

При использовании яркой и многофункциональной потребительской упаковки можно легко увеличить уровень продаж. При этом происходит снижение расходы на различные маркетинговые акции, призванные привлечь внимание к продукту. С упаковкой можно передавать все необходимые привлекательные данные о товаре через неё. Благодаря стильному дизайну упаковки можно легко и быстро привлекать внимание потенциальных потребителей. Используя упаковку можно легко знакомить покупателя со всеми преимуществами товара по сравнению с конкурирующей продукцией. Это позволяет передать покупателю характеристики товара, при этом подтолкнуть его приобрести именно эту продукцию. Упаковка помогает также подчеркнуть внешний вид изделия, упакованного внутрь упаковки. Она также создает определенные удобства при использовании товара, позволяет выделить продукт из ряда ему подобных. Упаковка помогает покупателям сориентироваться в безграничном продуктовом хаосе, а также быстро найти нужный им товар.

Правильная упаковка позволяет обеспечить потребителям дополнительное удобство. Для компаний-производителей упаковка является также одним из дополнительных инструментов, позволяющих стимулировать сбыт товара. Упаковка для транспортных организаций является удобным средством, позволяющим совершать логистические операции. По упаковке покупатели привыкли определять качество товара, поэтому её внешний вид и состояние служит частью маркетинговой стратегии, влияющей на уровень продаж.

Покупатели с легкостью отмечают для себя стоимость упаковки, и если упаковка стоит дороже самого товара, покупатели также это видят. Престиж покупки товара, помещенного в дорогостоящую разрекламированную упаковку, может быть выше, чем сам продукт. Этот факт понятен и кажется простым, при этом такая роль упаковки постоянно растет, т.к. она является частью в создании цепочки прибавленной стоимости продукта. Также весьма популярным является явление дополнительных услуг, предлагаемых вместе с товаром, а иногда и нагло навязанных. Эти услуги приносят обычно прибыли гораздо больше, чем сам продукция.

Упаковка при этом составляет определенную часть отходов, образующихся на производстве и в бытовых условиях, а расходы производителей на упаковку только увеличиваются.

Почему стали повсеместно применять упаковку? Рассмотрим, какие же факторы повлияли на развитие упаковочной деятельности и на применение упаковки. Это, прежде всего:

  • развитие сетей самообслуживания, то есть здесь упаковка «немым продавцом», выполняя при этом все функции так называемого «зазывалы»;
  • увеличение финансового достатка у потребителей. Сейчас потребители готовы тратить свои финансы на удобную, функциональную и практичную упаковку;
  • рост инновационных упаковочных материалов и появление новых технологий в области создания упаковки (разлагаемая, разогреваемая, съедобная и т.д.);
  • новые формы и стили в создании упаковки.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что упаковка сейчас – это важнейший элемент жизнедеятельности общества, который, разумеется, заслуживает более детального изучения.