Большинство различных товаров, которые транспортируют, хранят и отпускают потребителю, находятся в упаковке. Упаковка играет в жизни продукта немаловажную роль, она напрямую влияет на его сбыт и спрос.
Упаковка представляет собой средство или же комплекс средств, которые обеспечивают защиту продукции от повреждений и нашей окружающей среды от попадания самого продукта, а также облегчают процесс транспортировки, хранения и реализации упакованной продукции.
Разнообразие свойств и различные особенности товаров, их размеры, различные условия хранения и транспортировки, отпуска продукции во многом вызывают необходимость использовать упаковку, имеющую разную конструкцию. Также для размещения продуктов используется транспортная тара, которая имеет некоторые отличия от потребительской упаковки. Тара является элементом упаковки. Она представляет собой изделие, предназначенное для обращения продукции. Транспортная тара участвует в товарообороте продукта в упаковке и без неё. К таре можно отнести деревянные ящики, бочки, различные барабаны, фляги, баллоны, банки, тряпочные мешки, пакеты, корзины, бутылки, канистры и другие виды. Так, например, при перевозке кирпичей используется поддон, на котором расположены обычно от 100 и более кирпичей, то есть отдельно каждый кирпич не упаковывается и он не имеет потребительской упаковки, поскольку не является товаром потребительского спроса.
Ассортимент тары, которая используется для размещения товаров, постоянно растет. Он регулярно пополняется новыми видами тары, позволяющими расширять ее функции, а следовательно, и добавлять таре еще больше значения в торгово-технологическом процессе.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Функции предполагают, что упаковка:
1) предохраняет товар от механического воздействия и от влияния внешней среды;
2) защищает товар от влияния на него других товаров;
3) обеспечивает условия для сохранности нужного количества и качества товаров на всем пути движения его из сферы производства в сферу потребления;
4) придает товару и другому грузу необходимую мобильность и создает условия для механизации и автоматизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
5) создает благоприятные условия для приемки товаров по количеству и качеству и делает товар удобным для количественного учета;
6) выполняет роль носителя коммерческой информации и эффективной торговой рекламы;
7) предполагает использование тары не только в качестве средства для размещения товара, но и для его транспортирования и хранения, а также в качестве средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
При расфасовке товара в более мелкую и удобную для потребителей тару позволяет облегчить и ускорить процесс продаж, способствуя при этом повышению производительности труда работников магазина, улучшая показатели его работы, повышая культуру торгового обслуживания.
Упаковка товаров также должна отвечать определенному ряду технических, экономических и эстетических требований. Требования технического характера предусматривают, что материал, который используется для производства упаковки и ее конструкция должны отвечать определенным свойствам помещенных товаров. Упаковка должна быть достаточно прочной и обеспечивать хорошую сохранность товаров при хранении и транспортировке. Упаковка не должна быть слишком недорогой в изготовлении. Необходимо, чтобы она была портативной и удобной для транспортировки, как с товаром, так и в порожнем виде. Упаковка не должна обладать низким коэффициентом собственной массы, то есть иметь нормальное соотношение массы к объему. Привлекательный внешний вид упаковки, ее изящная форма, правильно цветовое решение, осознанные тексты и рисунки позволяют не только подтолкнуть потребителя к покупке, но и служат воспитанию эстетического вкуса.