Основы планирования упаковки

Создание упаковки является неотъемлемой частью планирования готовой продукции, в ходе которой компания изучает, разрабатывает и затем производит свою упаковку, которая включает в себя саму тару с готовой продукцией, этикеткой и вкладышем.



Вся деятельность по планированию готовой упаковки включает в себя предварительную подготовку имеющихся данных о товаре, вариантную разработку упаковки и оценку ее вариантов, а также непосредственную разработку имеющегося плана и практического осуществления разработанного планового задания.

Следует при этом выделить ключевые факторы по созданию упаковки, которые следует учитывать при принятии решений в данном направлении.
1) Дизайн упаковки обязательно должен воздействовать на представленный образ, который компания для своей продукции представить. На это влияет все: и цвет, и форма, и материалы. При этом если упаковка более простая, то она создаст образ более низкого качества продукции общих марок.
2) За счет стандартизации упаковки можно легко увеличить признание. По этой причине такие продукты как «Пепси-кола» и «Кока-кола» имеют одинаковую упаковку во всем мире.
3) Стоимость упаковки, конечно же, нужно учитывать. Основное содержание стоимости упаковки может быть выражено следующим соотношением:
Е = Ф/К,
где Е – это стоимость упаковки, Ф – это функция упаковки, К – это затраты на изготовление.
Относительную стоимость упаковки можно поднять до 40 % от розничной цены, в зависимости от того, какие цели и степень упаковки. Самая эффективная, самая оптимальная – это упаковка, которая обеспечивала бы соответствие предъявляемым к ней требованиям и при этом затрачивала бы наименьший живой и овеществленный труд.
4) Современные материалы всячески стимулируют спрос. Компания может легко выбирать свой нужный ей материал из множества представленных на рынке упаковочных материалов. Это может быть картон, металл, стекло, пластик, целлофан, дерево или другой материал. Часто при этом приходится искать всяческие компромиссы. Например, целлофан позволяет показать товар, открыто его продемонстрировать, но очень при этом легко рвется. А картон хоть и относительно дешевый материал, но часто очень труден для открывания, к тому же боится влаги. Кроме того, следует определить уровень новаторства упаковки.
5) Следует также правильно подобрать размер, цвет и форму упаковки. При выборе размеров необходимо учитывать период хранения товара, удобство открытия упаковки, традиции места продажи товара и, конечно же, имеющуюся конкуренцию. Должно быть определено место, содержание и размер применяемой этикетки, а также то, насколько она будет выделяться. Следует на ней обязательно указать название компании и марка товара.
6) Множественная упаковка содержит в себе две или более единицы товара. При этом это могут быть как одинаковые продукты (бритвенные лезвия, бутылки лимонада ) или же сочетания различных вещей (набор первой необходимой помощи). Целью такой упаковки является увеличение потребления продукции. Они необходимы для того, чтобы заставить потребителей купить целый набор вещей или же опробовать новую продукцию (новый товар, который упакован с хорошо известным и хорошо покупаемым старым товаром). Отдельно упакованные порции любого продукта могут также создавать конкурентное преимущество, но при этом могут быть дорогостоящими.
7) Также следует убедиться в том, что дизайн упаковки полностью соответствует маркетинговому плану компании-производителя. Необходимо обратить тщательное внимание и на то обстоятельство, что разработка и планирование упаковки – это часть коллективной работы, поэтому ее нельзя осуществить только при участии лишь одного-двух технических специалистов, специализирующихся в области упаковки. При планировании потребительской упаковки должны обязательно учитываться все требования торговли в отношении всевозможной реализации товара, а также необходимые капиталовложения для изготовления упаковки, то есть их невозможно определить без экономиста.