Требования к таре и материалам для ее изготовления

Упаковка в соответствии со стандартом должна выполнять следующие функции. Во-первых, сохранять продукцию, беречь от повреждений и от потери качества (например, сохранять вкусовые характеристики продукта). Во-вторых, обеспечивать безопасность для здоровья и жизни людей, а также защиту окружающей среды. В-третьих, предусматривать удобную логистику. И, в-четвертых, выполнять социальную функцию.


Конкурентоспособность того или иного товара зависит не только от его потребительских характеристик, но и от внешних данных его упаковки и от её качества. Из-за низкокачественной упаковки производители несут убыт­ки гораздо больше, нежели из-за самого товара. При этом они теряют своих покупателей. Более 50 % повреждений и потерь при транспортировке продукции происходят обычно в связи с низкокачественной упаковкой товара, поэтому многие производители выбирают для своей продукции такие материалы, которые смогли бы сделать упа­ковку и функциональной, и при­влекательной, и пригодной для использования в современных упаковочных машинах, и те материалы, которые бы смогли выдержать ту нагрузку, которая идет на упаковку при транспортировке, склади­ровании и при хранении товара.

Хорошая, качественная упаковка обязана хорошо сохранять качество продукции, а также увеличивать срок хранения товара без ухудше­ния его потребительских свойств. Упаковка должна защищать упакованный в неё про­дукт, как от внешних загрязнений, так и от внутренних повреждений, а также обеспечивать безопасность использования её для этих целей. Необходимо, чтобы упаковка полностью соответствовала экологическим нормам, то есть не выделяла вредных химических веществ, опасных для здоровья человека и для окружающей его среды.

Что же касается функции обеспечения процесса обращения, здесь можно заметить, что без использования упаковки система самообслуживания в торговле и система снабжения товарами в промышленности не смогла бы обойтись.

Помимо прочего упаковка многократного использования способствует сохранению материалов, сырья, тепловой и электрической энергии, другими словами упаковка обеспечивает ресурсосбереже­ние. Это очень важно для любой страны, особенно для тех страх, которые имеют бога­той сырьевой и энергетической базы.

В последнее время наблюдается тенденция к одноразовой упаковке. В связи с чем это связано? Давайте разберемся. Для этого еще раз перечислим важнейшие требования к упаковке. Упаковка должна быть:

  • оптимальная по стоимости;
  • выполнять максимальное количество маркетинговых и производ­ственно-торговых функций;
  • соответствовать размерам упакованных товаров;
  • подвергаться легкой автоматизированной обработке, быть легкой при погрузках и раз­грузках;
  • иметь возможность многоярусного штабелирования;
  • должна быть способна противостоять изменению внешних факто­ров и условий;
  • должна обладать универсальностью, т.е. возможностью для упаковывания в неё других видов продукции;
  • соответствовать всем нормам и стандартам (укладка в транспорт, перевозка и хранение, пакети­рование);
  • экологически чистой (обеспечивать безопасность для здоровья и жизни лю­дей и окружающей среды).

Также необходимо, чтобы упаковка:

  • отличалась от упаковки конкурентов, обладала черта­ми, заметно отличающими упакованный товар от другой подобной продукции;
  • учитывала требования законов и соответствовала национальным особен­ностям различных стран;
  • помогала покупателю найти и правильно выбрать товар, без тру­да отождествляла продукцию с его производителем;
  • придавала товару нужный имидж, была привлекатель­ной, соответствовала уровню цены товара;
  • обеспечивала быстрый доступ к продаваемой продукции.

Можно назвать также дополнительные требования к офор­млению упаковки:

  • текст и иллюстрации на упаковке должны легко читаться, быть понятными и полностью соответствовать содержанию и назначению товара, то есть они не дол­жны вызывать у потребителя ложных впечатлений о качестве или же о количестве содержащихся в ней изделий;
  • данные о весе, об объеме, о количестве упакованного товара необходимо размещать на видном месте упаковки;
  • вес и количество единиц товара должны быть округлен­ны до целого числа;
  • на упаковке должна быть заметна и четко читаться цена;
  • обязательно должны быть указаны условия хранения, условия транспортировки товара, предельные сроки годности и другие важнейшие реквизиты маркировки.

Обычно при выборе материала для упаковки опираются на такие критерии материала:

  • его особенности, то есть чувствитель­ность материала к воздействию внешних факторов;
  • виды возможных повреждений при транспортировании и складировании;
  • законы и предписания по транспортированию и скла­дированию товаров.

То есть, материалы, которые используются для упаковки, должны обеспечить хорошую защиту содержимого от воздействия трех групп факторов, способных изменить потребительские свойства то­вара:

  • физико-химические свойства (влага, кислород воздуха, микрочастицы, климатические факторы, свет);
  • механические свойства (нагрузки различных видов);
  • биологические свойства (влияние микроорганизмов, насекомые, грызуны и т.д.).

Подводя итог, можно обобщить, что материалы для упаковки должны:

  • полностью соответствовать свойствам товара и не ухудшать их;
  • быть достаточно прочными при этом иметь невысокую плотность;
  • не пропускать влагу и воду, обладать низкой теплопро­водностью;
  • быть негигроско­пичными, химически стойкими и инертными, неслёживаемыми, не иметь запаха;
  • легко подвергаться переработке или уничтожению, безвредному для окружающей среды.