Упаковка в соответствии со стандартом должна выполнять следующие функции. Во-первых, сохранять продукцию, беречь от повреждений и от потери качества (например, сохранять вкусовые характеристики продукта). Во-вторых, обеспечивать безопасность для здоровья и жизни людей, а также защиту окружающей среды. В-третьих, предусматривать удобную логистику. И, в-четвертых, выполнять социальную функцию.
Конкурентоспособность того или иного товара зависит не только от его потребительских характеристик, но и от внешних данных его упаковки и от её качества. Из-за низкокачественной упаковки производители несут убытки гораздо больше, нежели из-за самого товара. При этом они теряют своих покупателей. Более 50 % повреждений и потерь при транспортировке продукции происходят обычно в связи с низкокачественной упаковкой товара, поэтому многие производители выбирают для своей продукции такие материалы, которые смогли бы сделать упаковку и функциональной, и привлекательной, и пригодной для использования в современных упаковочных машинах, и те материалы, которые бы смогли выдержать ту нагрузку, которая идет на упаковку при транспортировке, складировании и при хранении товара.
Хорошая, качественная упаковка обязана хорошо сохранять качество продукции, а также увеличивать срок хранения товара без ухудшения его потребительских свойств. Упаковка должна защищать упакованный в неё продукт, как от внешних загрязнений, так и от внутренних повреждений, а также обеспечивать безопасность использования её для этих целей. Необходимо, чтобы упаковка полностью соответствовала экологическим нормам, то есть не выделяла вредных химических веществ, опасных для здоровья человека и для окружающей его среды.
Что же касается функции обеспечения процесса обращения, здесь можно заметить, что без использования упаковки система самообслуживания в торговле и система снабжения товарами в промышленности не смогла бы обойтись.
Помимо прочего упаковка многократного использования способствует сохранению материалов, сырья, тепловой и электрической энергии, другими словами упаковка обеспечивает ресурсосбережение. Это очень важно для любой страны, особенно для тех страх, которые имеют богатой сырьевой и энергетической базы.
В последнее время наблюдается тенденция к одноразовой упаковке. В связи с чем это связано? Давайте разберемся. Для этого еще раз перечислим важнейшие требования к упаковке. Упаковка должна быть:
- оптимальная по стоимости;
- выполнять максимальное количество маркетинговых и производственно-торговых функций;
- соответствовать размерам упакованных товаров;
- подвергаться легкой автоматизированной обработке, быть легкой при погрузках и разгрузках;
- иметь возможность многоярусного штабелирования;
- должна быть способна противостоять изменению внешних факторов и условий;
- должна обладать универсальностью, т.е. возможностью для упаковывания в неё других видов продукции;
- соответствовать всем нормам и стандартам (укладка в транспорт, перевозка и хранение, пакетирование);
- экологически чистой (обеспечивать безопасность для здоровья и жизни людей и окружающей среды).
Также необходимо, чтобы упаковка:
- отличалась от упаковки конкурентов, обладала чертами, заметно отличающими упакованный товар от другой подобной продукции;
- учитывала требования законов и соответствовала национальным особенностям различных стран;
- помогала покупателю найти и правильно выбрать товар, без труда отождествляла продукцию с его производителем;
- придавала товару нужный имидж, была привлекательной, соответствовала уровню цены товара;
- обеспечивала быстрый доступ к продаваемой продукции.
Можно назвать также дополнительные требования к оформлению упаковки:
- текст и иллюстрации на упаковке должны легко читаться, быть понятными и полностью соответствовать содержанию и назначению товара, то есть они не должны вызывать у потребителя ложных впечатлений о качестве или же о количестве содержащихся в ней изделий;
- данные о весе, об объеме, о количестве упакованного товара необходимо размещать на видном месте упаковки;
- вес и количество единиц товара должны быть округленны до целого числа;
- на упаковке должна быть заметна и четко читаться цена;
- обязательно должны быть указаны условия хранения, условия транспортировки товара, предельные сроки годности и другие важнейшие реквизиты маркировки.
Обычно при выборе материала для упаковки опираются на такие критерии материала:
- его особенности, то есть чувствительность материала к воздействию внешних факторов;
- виды возможных повреждений при транспортировании и складировании;
- законы и предписания по транспортированию и складированию товаров.
То есть, материалы, которые используются для упаковки, должны обеспечить хорошую защиту содержимого от воздействия трех групп факторов, способных изменить потребительские свойства товара:
- физико-химические свойства (влага, кислород воздуха, микрочастицы, климатические факторы, свет);
- механические свойства (нагрузки различных видов);
- биологические свойства (влияние микроорганизмов, насекомые, грызуны и т.д.).
Подводя итог, можно обобщить, что материалы для упаковки должны:
- полностью соответствовать свойствам товара и не ухудшать их;
- быть достаточно прочными при этом иметь невысокую плотность;
- не пропускать влагу и воду, обладать низкой теплопроводностью;
- быть негигроскопичными, химически стойкими и инертными, неслёживаемыми, не иметь запаха;
- легко подвергаться переработке или уничтожению, безвредному для окружающей среды.